В первый день 28-й сессии климатических переговоров ООН (COP28) страны-участницы утвердили план по созданию и функционированию Фонда компенсации потерь и ущерба (Loss and damage fund), сообщает бюллетень «Меньше двух градусов».
Ускорил ли принятие решения в Дубае снежный хаос, обуявший в эти же дни Баварию? В Мюнхене 2 декабря выпало 45 см снега, и это самый крупный снегопад, когда-либо регистрировавшийся в декабре в столице земли Бавария с момента начала наблюдений в 1933 году. Сумятица царит в аэропорту, не справляется железная дорога, заметены автобаны, местным жителям не рекомендуют выходить из дому. В сельской местности, особенно на границе с Чехией, глубина снега превышает 100 см. Теперь, когда локальные явления глобального изменения климата добрались и до Европы, решения приходят быстрее.
Задача фонда заключается в помощи бедным и развивающимся странам в преодолении последствий изменения климата, таких как засухи, наводнения, таяние ледников и др. Данное решение можно считать историческим, так как развивающиеся страны и гражданское общество добивались этого три десятилетия. Сама идея о создании фонда была одобрена на прошлых переговорах (COP27) в Египте, однако тогда не удалось договориться о том, как этот фонд будет работать, и кто будет осуществлять в него взносы.
Некоторые страны уже объявили о своих взносах. Принимающая COP28 страна – ОАЭ – внесет 100 млн долларов, также 100 млн долларов пообещала внести Германия. Франция и Италия намерены выделить по 100 млн евро (109 млн долларов), Великобритания – 40 млн фунтов стерлингов (50,5 млн долларов), США – 17,5 млн долларов, Канада – 16 млн долларов, Япония – 10 млн долларов. Итого к выходным правительства пообещали выделить на создание фонда в общей сложности более 650 млн долларов.
При этом в реальности на компенсацию потерь и ущерба уязвимым странам потребуется гораздо больше денег – по имеющимся оценкам, до 400 млрд долларов к 2030 году. Эта цифра намного выше более ранних оценок. Она соответствует приблизительно 0,6-1,0% годового ВВП всех развивающихся стран взятых вместе. Одно лишь наводнение, вызванное сильными дождями в 2022 году в Пакистане, привело к экономическим потерям и ущербу, который оценивается в 30 миллиардов долларов.
Планируется, что в дальнейшем фонд будет привлекать деньги из разных источников, включая гранты и дешевые кредиты от государственного и частного секторов, а также «инновационные источники», например, углеродные налоги на международные авиаперевозки. Тем не менее, четкое понимание, за счет каких средств и в каком объеме фонд будет пополняться в дальнейшем, пока отсутствует, и это вызывает у многих активистов тревогу.
В первые четыре года фондом будет управлять Всемирный банк.
После достижения принципиального согласия о создании Фонда компенсации потерь и ущерба на COP27 был создан переходный комитет, состоящий из представителей развитых и развивающихся стран. Данному комитету было поручено обсудить детали будущего фонда: кто будет вносить деньги, где будет расположен и т.д.
Обсуждения были достаточно острыми. Развивающиеся страны были против управляющего в лице Всемирного банка из-за влияния США на этот институт, долгих процедур и высоких издержек. Однако компромисс был найден в том, что роль Всемирного банка будет временной. Развитые страны требовали, чтобы средства поступали в фонд не только из их бюджетов, но также от богатых развивающихся стран, таких как Китай и Саудовская Аравия. В итоге, было решено, что ни развитые, ни богатые развивающиеся страны не будут обязаны вносить средства в фонд. Поэтому, с высокой долей вероятности, в ближайшие годы мы будем часто слышать о том, что денег не хватает.