Как сообщает бюллетень «Меньше двух», в ближайшее время на COP-28 в Дубае будет представлена новая инициатива ряда стран об утроении доли атомной энергии в мире к 2050 году. Основным инициатором этой коалиции называют США, к которым присоединились Великобритания, Франция, Япония, Южная Корея, ОАЭ и др. Всего около 10 стран, включая Польшу, Гану и Марокко, которые хотели бы построить свои первые АЭС. Участники про-ядерной коалиции еще собирают подписи. 

Это наиболее громкая про-ядерная инициатива из тех, что мы видели за последние годы на климатических переговорах ООН. Несмотря на то, что это инициатива исходит от довольно влиятельных стран, количество подписантов невелико на фоне почти двух сотен стран, участвующих в COP-28 в Дубае. Скорее всего, это указывает на скептическое отношение большинства стран к идее бороться с изменением климата путем строительства новых АЭС. На то есть ряд важных причин.

Климатические усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, нужны сейчас, а не через несколько десятилетий. Для обычной АЭС срок от начала планирования до производства электроэнергии нередко составляет 10-15 лет, а в некоторых случаях и 20, и 30 лет. 

Возобновляемая энергетика дает эффект куда быстрее, однако строительство АЭС способно поглотить большие финансовые ресурсы, которых просто не хватит еще и на масштабное развитие солнечной и ветровой энергетики. Стоимость одного атомного реактора сегодня может превышать 10 млрд долл, это самый дорогой способ производить энергию, согласно данным одного из наиболее авторитетных мировых оценщиков Lazard.

Но дело не только в этом. Исходя из среднего срока службы атомных реакторов в 40 лет, до 2030 года примерно половина из 415 реакторов в мире будут выведены из эксплуатации из-за старения. Для того, чтобы достичь заметного снижения выбросов, необходимо построить настолько много атомных реакторов, что вряд ли это осуществимо. Нередко подсчеты, которые распространяются крупными исследовательскими организациями, игнорируют тот факт, что доля атомной энергии в их сценариях чрезмерно завышена. Например, оптимистичный сценарий из IPCC Special report on globalwarming of 1.5 °C подразумевает, что в течение следующего десятилетия необходимо построить больше АЭС, чем работает сегодня во всем мире. Это просто невозможно. Недавно этой проблеме был посвящен доклад ведущего немецкого энергетического института DIW.

И конечно нельзя забывать о том, что на любой АЭС возможны аварии, которые могут стоить сотни миллиардов долларов, как та, что случилась в 2011 году на японской станции Фукусима-Даичи. Также, все реакторы производят ядерные отходы, которые будут сохранять опасность тысячи лет, а за обеспечение их безопасного хранения придется платить не только нам, но и будущим поколениям.

Вряд может добавить популярности атомной энергетике и то, что ряд стран, использующих гражданские АЭС, находятся на коротком расстоянии от создания ядерного оружия. Кроме того, более года прошло с тех пор, как Россия захватила украинскую Запорожскую АЭС и продемонстрировала, как атомную станцию можно превратить в очаг непрерывно ожидаемой аварии. Ни усилия МАГАТЭ, ни увещевания мирового сообщества ни к чему не привели. На АЭС Фукусима-Даичи в Японии продолжается сброс в океан большого количества радиоактивной воды, возникшей в результате второй крупнейшей ядерной аварии в истории человечества, повлекшей частичное разрушение реакторов и масштабное радиоактивное загрязнение. 

Сложно сделать атомную энергетику более противоречивой технологий, чем она является на самом деле. Ее роль в контексте борьбы с изменением климата при всем желании будет оставаться минимальной. Однако ряд крупных стран, которые сегодня выступают с нереалистичной инициативой об утроении атомной энергетики к 2050 году, вероятно преследуют иные интересы. И эти интересы могут лежать в сфере климатических финансов. Например, выделение денег на строительство новых АЭС из климатических фондов. Или зачет тех средств, которые западные страны потратят на строительство АЭС в разных странах, как их вклад в климатические фонды. Ситуация может сложиться и так, что бедным странам будут настойчиво предлагать строить реакторы просто потому, что ядерным компаниям, в особенности на Западе, нужны деньги. Именно нежелание инвесторов вкладывать в рискованные атомные проекты в прошлом привело к стагнации в западной атомной промышленности. Какой там климат, когда атомной промышленности в развитых странах отчаянно нужны деньги для реанимации.