28-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) открылась 30 ноября 2023 года в Объединенных Арабских Эмиратах. Сегодня, на третий день конференции, Соединенные Штаты взяли на себя инициативу и объявили о своем обязательстве утроить мощности ядерной энергетики во всем мире к 2050 году, при этом около 20 стран, включая Японию, выразили свою поддержку.

Атомная энергетика — нестабильный, опасный и экономически необоснованный источник энергии, загрязняющий окружающую среду и нарушающий права человека, начиная с добычи урана и заканчивая эксплуатацией, выводом из эксплуатации и утилизацией ядерного топлива. Атомную энергетику не следует рассматривать как решение климатического кризиса.

Обещание утроить ядерную мощность во всем мире к 2050 году просто нереалистично. Мировые лидеры не извлекли уроков из неудач атомной отрасли последних лет. Например, Toshiba, ведущая японская компания, оказалась на грани банкротства из-за краха своего атомного энергетического бизнеса в Соединенных Штатах. Совсем недавно американская компания NuScale Power объявила об отмене своего плана по строительству малых ядерных реакторов (ММР). Было очевидно, что SMR NuSscale не был конкурентоспособным по цене даже после крупных вливаний субсидий. Расходование государственных денег на атомную энергетику, у которой нет будущего, лишь неоправданно обогатит атомную отрасль.

Чтобы справиться с климатическим кризисом, необходимо как можно скорее отказаться от ископаемого топлива. Ложные «решения», такие как ядерная энергетика, лишь задержат реальные действия и укрепят существующие структуры несправедливости.

В ответ на заявление об увеличении мощности атомной энергетики организации гражданского общества и активисты со всего мира выступили со следующими комментариями.

Владимир Сливяк, сопредседатель экологической группы «Экозащита» и лауреат альтернативной Нобелевской премии Right Livelihood Prize: «Атомная энергетика уязвима как перед изменением климата, так и перед войнами. Растущее число последствий изменения климата, таких как наводнения, ураганы, засухи, волны тепла или штормы, создают большие риски для ядерной безопасности. В то время как войны увеличивают риск военных нападений, таких, как произошедшее на Запорожской АЭС в Украине. Атомная энергетика в современном нестабильном мире создает дополнительные риски радиационных катастроф. Это также создает риск распространения ядерного оружия, поскольку каждая гражданская атомная станция производит ядерные материалы, которые можно использовать для создания ядерного взрывного устройства или грязной бомбы. Сравните это с возобновляемыми источниками энергии, где таких рисков не существует».

Канна Мицута, исполнительный директор организации «Друзья Земли», Япония: «Мир уже стал свидетелем многих кризисов, вызванных ядерной энергетикой. Атомные электростанции являются не только дорогостоящими, но и нестабильными и опасными источниками энергии, подверженными авариям и неприятностям. В Японии прошло почти 13 лет после ядерной аварии на Фукусиме в 2011 году, но ситуация еще далека от завершения, и люди все еще страдают от ее последствий. Место захоронения высокоактивных отходов не определено. Поддержание работы атомных электростанций ляжет огромным бременем на будущие поколения».

Тим Джадсон, исполнительный директор американской неправительственной организации «Служба ядерной информации и ресурсов: «Продвижение расширения ядерной энергетики на COP 28 — это всего лишь план климатического провала. Если это то, что может предложить администрация Байдена, остальной мир должен перестать слушать. Зависимость климатических действий от ядерной энергетики может сорвать все Парижское соглашение и заблокировать любую возможность удержать глобальное потепление ниже 2°C, а тем более 1,5°C. Администрация Байдена знает это, поскольку строительство атомных электростанций уже оказалось полным провалом как в США, так и в остальном мире. Более половины предложенных в США ядерных реакторов были отменены за последние 60 лет, средний срок строительства завершенных составляет более 10 лет, стоимость строительства неуклонно росла на протяжении всей истории отрасли, и почти каждый проект имеет значительные перерасходы средств и задержки. Мы уже знаем, что на самом деле работает. Ветер и солнечная энергия являются самыми дешевыми и быстрорастущими источниками энергии в мире, и другие возобновляемые и эффективные решения для перехода на чистую энергию находятся на том же пути. Если правительство США хочет быть лидером, то оно должно сначала прекратить продвигать неудачные технофантазии и ложные решения, такие как ядерная энергетика и улавливание углерода, использовать свою власть и влияние для продвижения справедливого и равноправного перехода к возобновляемым источникам энергии».

Лиз Массон, «Друзья Земли Интернэшнл»: «Удивительно, что в 2023 году такие страны, как Япония, все еще продвигают ядерную энергию как решение климатического кризиса. Ядерная промышленность снова и снова доказывала, что является основным источником разрушений, и она не может сыграть никакой роли в справедливом и равноправном энергетическом переходе, в котором мы так остро нуждаемся. У нас нет возможности тратить время на такие ложные решения, которые только задерживают и отвлекают реальные и адекватные действия по решению климатического кризиса».

Хадзиме Мацукубо, исполнительный директор Гражданского центра ядерной информации: «Ввод в эксплуатацию атомной электростанции обычно занимает 20 лет, и это никак не поможет справиться с изменением климата, с которым мы сейчас сталкиваемся. Пока мы ждем строительства атомной электростанции, нам приходится полагаться на существующую инфраструктуру ископаемого топлива, которая задержит декарбонизацию. Стоимость атомных электростанций намного превышает стоимость возобновляемых источников энергии. За последние 30 лет количество остановок атомных электростанций, связанных с изменением климата, выросло примерно в восемь раз. Атомные электростанции очень уязвимы к изменению климата. Правительство и промышленность настойчиво продвигают дорогостоящую и трудоемкую ядерную энергетику, а не возобновляемую энергию, которую дешевле и быстрее внедрять, но она не приносит никакой пользы ни декарбонизации, ни потребителям».

Миэ Асаока, адвокат и президент Kiko Network: «Японская энергетическая политика сильно зависит от ископаемого топлива, и Япония не взяла на себя обязательства по полному отказу от угля. Без поэтапного отказа от ископаемого топлива мы не сможем решить климатический кризис, даже если увеличим производство ядерной энергии. В прошлом Япония увеличила свои ядерные мощности, но совсем не снизила выбросы. После ядерного кризиса 2011 года выбросы в Японии снизились за счет расширения возобновляемой энергетики и энергосбережения. Более того, атомные электростанции в основном закрывались, одновременно снижая выбросы. Юридические иски и дополнительные меры безопасности предотвращают перезапуск атомных электростанций в Японии, и неясно, достигнет ли Япония своей энергетической цели с помощью ядерной энергетики. В то время как стоимость атомной энергии растет, стоимость возобновляемой энергии продолжает снижаться. Нет никакого смысла утроить производство атомной энергии к 2050 году».

Дэйв Суини, аналитик по ядерной политике, Австралийский фонд охраны природы: «Проядерные голоса вложили много денег и усилий, чтобы продвигать ядерную энергетику как ответ на изменение климата. Мы не согласны. Существующие ядерные технологии отличаются высокой стоимостью и высоким риском, а ядерная энергия нового или «следующего поколения», включая широко рекламируемые малые модульные реакторы (ММР), не апробирована и не находится в коммерческом использовании где-либо в мире. Нам нужны эффективные действия по борьбе с изменением климата, а не ядерные отвлекающие маневры. Австралийский опыт общин и коренных народов, столкнувшийся с последствиями добычи урана, ядерных испытаний и сброса отходов, показал разрыв между риторикой ядерной промышленности и реальностью. Наше общее энергетическое будущее не может быть построено или основано на гарантиях промышленности или обещаниях политиков. Возобновляемая энергия проверена, популярна, безопасна, дешева и гораздо более применима. Наше будущее с низким уровнем выбросов углекислого газа является возобновляемым, а не радиоактивным».

Кэти Джетнил-Киджинер, посланник по климату Республики Маршалловы Острова: «Несмотря на то, что я являюсь гражданином одной из наиболее чувствительных стран к изменению климата, я по-прежнему не поддерживаю ядерную энергетику как решение проблемы климата, потому что как жительница Маршалловых островов я знаю разрушительную и нестабильную природу ядерной энергии. По сей день мы все еще ощущаем страшные последствия американской программы испытаний ядерного оружия для нашей страны, поэтому ужасающе видеть, что ее рекламируют как решение проблемы изменения климата. Решения уже есть. Дешевая, надежная и безопасная возобновляемая энергия, такая как ветер и солнечная энергия, проверена и расширяется. Мы не можем позволить себе отвлекаться, возобновляемые источники энергии должны быть в центре нашего внимания».

Джозеф Сикулу, управляющий директор 350 Pacific: «Наследие атомной энергетики в Азиатско-Тихоокеанском регионе является ужасающим, как и наследие разрушающего климат ископаемого топлива. Это не климатическое решение, и его не следует воспринимать как таковое. Это небезопасно для нашего народа и недоступно по цене. Чтобы справиться с худшими последствиями климатического кризиса, нам необходимо срочно отказаться от ископаемого топлива и перейти к реальным климатическим решениям, таким как безопасная, чистая и справедливая возобновляемая энергия».

Масаеси Иёда, участник кампании 350 Japan: «Нет места опасной ядерной энергетике для ускорения декарбонизации, необходимой для достижения Парижской климатической цели. В Японии в 2011 году мы пережили ядерную катастрофу на Фукусиме, причина которой до сих пор не установлена. Япония должна прекратить использовать климатический кризис для оправдания своей зависимости от ядерной энергии, одновременно позволяя углеродоемким отраслям продлевать проекты по добыче ископаемых. Это не что иное, как опасное отвлечение. Попытка «ядерного ренессанса», возглавляемая лоббистами атомной отрасли с 2000-х годов, никогда не была успешной – она просто слишком дорогостоящая, слишком рискованная, слишком недемократическая и слишком трудоемкая. У нас уже есть более дешевые, безопасные, демократичные и быстрые решения климатического кризиса, и это возобновляемые источники энергии и энергоэффективность».