«Все, что сейчас нужно миру, — это быстрый финансируемый поэтапный отказ от ископаемого топлива и энергосистема на экологически чистых источниках энергии, созданная с уважением к природе и человеку», – считают участники сайд-ивента по отказу от ископаемого топлива, прошедшего 2 декабря на СОР28, сообщает бюллетень «Меньше двух градусов».

Главной причиной климатического кризиса является ископаемое топливо. На долю угля, нефти и газа приходится около 90% всех выбросов CO2 за последнее десятилетие. 

Поэтому поэтапное снижение использования и отказа от ископаемого топлива является одной из ключевых тем климатической конференции в Дубае.

«К середине столетия нам необходимо отправить уголь в учебники истории и сократить добычу нефти и газа как минимум на три четверти, это — на пути к полному отказу от ископаемого топлива, —  говорит Клэр Файсон (Claire Fyson) из Climate Analytics. -Несмотря на то, что многие правительства подписались под амбициозными целями по нулевым выбросам, глобальная добыча угля, нефти и газа все еще растет. В этом десятилетии может быть добыто на 460% больше угля, на 82% больше газа и на 29% больше нефти, чем предполагает сценарий сдерживания роста средней температуры на планете в пределах 1,5°C». 

По мнению климатических аналитиков, технологии улавливания и хранения углерода, рекламируемые как возможное решение, в реальности смогут сыграть лишь минимальную роль в сокращении выбросов парниковых газов. «Если рассматривать конкретно энергетический сектор, мы обнаружим, что улавливание и хранение углерода будет использоваться для максимум 0,1% мирового производства электроэнергии в 2030, – говорит Файсон. — Несмотря на свои климатические обещания, правительства планируют вложить еще больше денег в грязную, умирающую отрасль ископаемого топлива, в то время происходит бум чистой энергетики. Помимо экономического безумия, это климатическая катастрофа, которую мы сами создали».

О том, что ископаемое становится настоящим проклятием Африки, рассказала Лорейн Чипонда (Lorraine Chiponda) из Don’t Gas Africa. По ее словам, под видом программ развития некоторые европейские правительства объединяются с нефтегазовыми транснациональными корпорациями. Они торопятся разведывать, добывать и экспортировать газ с африканского континента на международные рынки, чтобы восполнить дефицит российского газа после вторжения в Украину и получить прибыль от высоких цен на сырье. 

«Почувствовав возможность воспользоваться глобальными ценами на газ и создать новые экспортные рынки, африканские лидеры и элиты прикрываются флагом климатической справедливости и экономического процветания, чтобы узаконить расширение добычи ископаемого топлива. Реализация газовых проектов в Африке в надежде, что они принесут развитие и богатство — огромная авантюра. Весьма вероятно, что вместо воображаемого успеха Африка получит огромные долги, бесполезные активы, деградацию  окружающей среды, – говорит Лорейн Чипонда. — Риторика правительств в поддержку газа никоим образом не направлена ​​на то, чтобы помочь африканскому континенту «развиваться». Это очередная ловушка, чтобы закрепить нас в роли «заправки». Нам не нужно больше ископаемого газа! Африка нуждается в децентрализованной и демократической энергетической системе, основанной на нашем богатом потенциале возобновляемых источников энергии. Это реальное решение, позволяющее положить конец энергетическому апартеиду в Африке и поставить мир на путь справедливого перехода».

Катарина Ралл (Katharina Rall) из Human Rights Watch считает, что ООН игнорирует «неприятную реальность» того, что переговоры по климату проводятся в глубоко репрессивной стране, расширяющей индустрию ископаемого топлива. «Необходимо положить конец прямому вреду для людей от проектов по добыче ископаемого топлива», считает правозащитница.

«Мы ожидаем, что все правительства осуществят быстрый, справедливый поэтапный отказ от ископаемого топлива вместе с более масштабным внедрением возобновляемых источников энергии, – говорит Тасним Эссоп (Tasneem Essop) из Climate Action Network. — Они должны подтвердить, что наступил конец эры ископаемого топлива. COP28 должен стать началом конца этой эры».