5 декабря, на 649-й день полномасштабного вторжения России в Украину, представители украинской делегации Украины на COP28 и некоммерческие организации представили оценки климатического ущерба от войны России в Украине на параллельном мероприятии на COP28, сообщает бюллетень «Меньше двух градусов».
Виктория Киреева, заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, рассказала о разрушительном воздействии российской войны на природу Украины. В результате боевых действий загрязнены воздух, почва и вода. Из-за разрушения Каховской плотины в июне 2023 года погибли целые экосистемы и было потеряно 14,7 млрд кубометров воды. Этого объема было бы достаточно, чтобы дать каждому жителю планеты по стакану воды. Под российской оккупацией сейчас находятся 10 национальных парков, 8 заповедников, 2 биосферных заповедника.
На данный момент зафиксировано более 2900 случаев нанесения Россией экологического ущерба Украине, стоимость которого оценивается в 56,7 млрд долл. США. Общий объем выбросов парниковых газов, вызванных 18 месяцами войны, оценивается как минимум в 150 млн тонн CO2-эквивалента, что превышает общие годовые выбросы Бельгии. Все эти выбросы не произошли бы без агрессии России. В денежном выражении выбросы от войны оцениваются Украиной в 11 млрд долл. США.
Как пояснил основной автор доклада, в котором содержатся данные оценки, Леннард де Клерк, эксперт по вопросам климата, большая часть выбросов (36%) приходится на реконструкцию. На втором месте находятся сами военные действия (25%), на третьем (15%) – пожары. Оставшиеся эмиссии приходятся на диверсии на газопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2», гражданскую авиацию, которой теперь на пути из Европы в Азию приходится обходить Сибирь, что существенно увеличивает маршрут, и перемещение беженцев. Следует отметить, что большая часть реконструкции состоится в будущем.
Выбросы непосредственно от военных действий на две трети состоят из выбросов от потребления топлива российскими войсками, в меньшей степени – от потребления топлива украинскими войсками (19%), а также от использования боеприпасов, военной техники и т.п.
Очевидно, что Россия должна понести ответственность не только за ущерб, нанесенный людям, зданиям и окружающей среде в Украине, но и за обусловленные ее агрессией выбросы парниковых газов. Как можно привлечь Россию к ответственности? В настоящий момент прорабатываются несколько способов: Компенсационная комиссия ООН (использовалась для компенсации потерь и ущерба, нанесенных иракским вторжением в Кувейт и последующей оккупацией в 1990-1991 гг.), Международный суд ООН, Международный уголовный суд, Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН). Все существующие структуры пока предоставляют очень ограниченные возможности. Союзники Украины сейчас создают международный компенсационный механизм под эгидой Совета Европы. В частности, рассматривается вариант компенсации из конфискованного российского имущества.
Деньги на репарации могли бы быть использованы Украиной для устранения части ущерба, например, для восстановления разрушенного войной леса и ускорения внедрения возобновляемых источников энергии.
По мнению Алексея Рябчина, бывшего заместителя министра энергетики и защиты окружающей среды Украины (в 2019 – 2020 гг.), который выступил в роли модератора мероприятия, когда Украина найдет механизмы получения платы со стороны агрессора – России – это создаст основу для разработки механизма «агрессор платит», по аналогии с «загрязнитель платит». В дальнейшем, возможно, этот механизм сможет использоваться для предотвращения новых войн.
Анна Акерман, эксперт по климату и энергоэффективности, член правления центра экологических инициатив «Екодiя», сообщила, что на более ранних этапах войны обсуждалось послевоенное восстановление Украины, однако на самом деле восстановление началось очень быстро и идет уже сейчас. И выходом из сложной ситуации, в которой оказалась украинская энергетика, является децентрализованная возобновляемая энергия, которой уже уделено внимание в недавно обновленной энергетической стратегии Украины.
В том числе, это имеет экономические причины – распределенная возобновляемая электроэнергия обходится дешевле, чем распределенная генерация на ископаемом топливе. По словам Анны Акерман, когда Россия начала массированные атаки на энергетическую инфраструктуру Украины в ноябре 2022 года, в Украине начали использоваться дизельные генераторы, однако это было очень дорого. Их электроэнергия стоила в 8-10 раз больше, чем сетевая. Тогда на многих объектах, особенно на объектах критической инфраструктуры, таких как госпитали, школы, детские сады, стали устанавливаться солнечные микро-электростанции. А позже этот опыт переняли многие другие объекты и муниципалитеты.