На долю военных приходится 5,5% мировых выбросов парниковых газов — такие цифры приводят ученые, выступающие на площадке климатической конференции СОР28 в Дубае. «Глобальный анализ должен учитывать военные выбросы и рекомендовать военным установить цели по их сокращению», — говорят они, сообщает бюллетень «Меньше двух градусов».
Несмотря на то, что войны пока не фигурируют в официальной повестке РКИК ООН, у международного сообщества не получается обойти эту тему стороной. Наиболее очевидно это проявляется сейчас на СОР28 на заседаниях, где обсуждается место проведения COP29.
В следующем году международная климатическая конференция должна состояться в Восточной Европе, но Россия продолжает мешать странам ЕС выбрать место проведения из-за того, что Европа встала на сторону Украины после российского военного вторжения на украинскую территорию.
Военные влияют на климат напрямую, а не только по дипломатическим каналам. Британская Обсерватория конфликтов и окружающей среды (Conflict and Environment Observatory, CEOBS) ежегодно накануне климатических конференций обновляет свои обзоры «Разрыв по выбросам от военных ведомств». Согласно данным доклада CEOBS за 2022 год, военные силы мира производят не менее 5,5% выбросов парниковых газов – больше, чем углеродный след Японии.
Использование энергии на базах, топливо для военной техники (самолеты, военно-морские корабли и наземные транспортные средства) считаются основными источниками военных выбросов. Однако исследования вооруженных сил Великобритании и ЕС показывают, что большая часть выбросов приходится на закупки военной техники и другие цепочки поставок.
Война приводит к сокращению экономического производства, быстрым социальным, экономическим и экологическим изменениям, затрудняет управление окружающей средой и может ввергнуть страны в технологическую отсталость, привести к использованию грязных промышленных технологий на более длительное время. Все это увеличивает выбросы.
При оценке воздействия военной деятельности и конфликтов на жизненный цикл, по мнению экспертов CEOBS, необходимо учитывать и то, что происходит после конфликтов. Восстановление городских территорий может привести к образованию миллионов тонн выбросов из-за мусора и бетона, используемого для строительства новых зданий. Исследования, проведенные во многих постконфликтных странах, также показали, что резкие всплески вырубки лесов являются обычным явлением.
Ученые также поднимают вопрос учета выбросов в результате ситуаций оккупации и оспариваемого суверенитета. До сих пор не достигнут консенсус о том, как решить эту проблему. Например, Россия начала сообщать о выбросах аннексированного Крыма с 2016 г., что привело к двойному учету в данных РКИК ООН.
Китай предпочитает не сообщать о выбросах Тайваня, несмотря на заявления о суверенитете над островом. Поскольку Тайвань не является признанным государством в ООН и не может сообщать о собственных выбросах, они остаются незарегистрированными.
Там, где один спор по поводу суверенитета приводит к двойному учету, другой — к пробелу в отчетности, и это лишь два из многочисленных примеров того, как конфликты из-за спорных земель влияют на глобальный учет выбросов. Поскольку данные РКИК ООН отстают на два года, в следующем году будет известно включит ли Россия в отчет площадь оккупированной Украины и этот вопрос окажется в центре внимания.
Страны не обязаны предоставлять данные о военных выбросах благодаря успешному лоббированию со стороны США на Киотской конференции в 1997 г. Соединенные Штаты убедили остальных в том, что данные об использовании энергии армиями могут подорвать национальную безопасность. Это исключение отменили в 2015 году в Парижском соглашении, но оставили отчетность о военных выбросах необязательной.
В этом году проблема занижения показателей военных выбросов впервые прозвучала и в Докладе ЮНЕП о разрыве между необходимыми и фактическими выбросами.
По мнению экспертов, страны с крупнейшими вооруженными силами – в основном самые богатые и загрязняющие окружающую среду – должны нести наибольшую ответственность за сокращение глобальных расходов на оборону. Военный альянс НАТО является крупнейшим в мире институциональным источником выбросов.
Военные расходы выросли более чем на четверть за последнее десятилетие, превысив $2,2 трлн в 2022 году. За тот же период попытки мобилизовать средства для климатического финансирования потерпели неудачу, — напоминают эксперты.
Правда, есть признаки того, что военные ведомства некоторых стран готовятся к изменениям в отчетности в ближайшие годы. НАТО заявило, что создало методологию, позволяющую своим членам сообщать о своих военных выбросах.
Новая Зеландия заявила, что рассматривает возможность добавления ранее исключенных из соглашения источников выбросов. Великобритания и Германия также стремятся устранить «серые области» в своих отчетах.
А в прошлом году климатический саммит COP27 в Египте впервые посетила «делегация Пентагона». В этом году Агентство оборонной логистики США, которое курирует закупки нефти, сообщило, что в 2022 г. было закуплено почти на 15 млн баррелей нефти меньше, чем в 2018-м. А выбросы в 2022 г. упали с 46 до 44 млн т по сравнению с 2021 г.
Пока же группы, лоббирующие на СОР28 отмену исключений для военных, указывают на резкий рост выбросов, связанных с войной и приводят данные о вторжении России в Украину, как на причину таких изменений. «Украина привлекла внимание к этой проблеме, чего не делали другие», — говорит Дебора Бертон из экологической группы Tipping Point North South.
CEOBS направили в РКИК ООН письмо с призывом включить все военные выбросы в Глобальное подведение итогов. «Тщательный глобальный анализ должен учитывать разрыв в военных выбросах и рекомендовать военным установить цели по сокращению выбросов в соответствии с Парижским соглашением, – говорят эксперты. — Военные должны взять на себя обязательство улучшить стандарты, масштабы, частоту и прозрачность своей отчетности. Это обязательство должно быть поддающимся проверке.»