День энергетики в российском павильоне на COP28 в Дубае прошел под эгидой «разумности, здравого смысла и «включения» головы», сообщает бюллетень «Меньше двух градусов». Эти слова повторялись так часто, что закралось сомнение — а уверены ли сами спикеры в разумности того, что говорят? Но если неразумное назвать разумным, то, как показывает практика, ничего не произойдет. Под разумным понималось сохранение углеводородов в энергетическом балансе и противостояние отказу от ископаемого топлива. Спикеры убеждали себя и друг друга, что российская энергетика и так самая низкоуглеродная благодаря крупным гидро- и атомным электростанциям, и, конечно, газу, самому низкоуглеродному из углеродных. И еще благодаря лесам и болотам.
Энергетическая безопасность на национальном уровне — это главный приоритет. Он обеспечивается дешевыми и доступными углеводородными ресурсами, а не тем, чем занимается коллективный Запад,загнавший себя в капкан возобновляемой энергетики, считают в российской делегации.
«Слом рационального» — так охарактеризовал этот процесс представитель Министерства энергетики РФ. Европа у россиян вызывает сочувствие: и сети не справляются, и деиндустриализация налево и направо, цены скачут, то ли дело в России. Никакого здравого смысла в развитии ВИЭ в таких масштабах (как в Европе) по мнению Минэнерго нет. Единственное, зачем стоит развивать энергоэффективность и ВИЭ (все же немножко стоит) — это высвобождение углеводородных ресурсов для экспорта — меньше используем, больше продаем!
Всякие соглашения про утроение ВИЭ к 2030 году, к которым присоединились 124 «неразумных»страны — это лозунги и экстремизм. Но кому-то можно и простить такую неразумность, например, ОАЭ — у них вполне практичный подход, увеличить не только ВИЭ, но и продажу углеводородов. Про процветающий бизнес президента COP28 по совместительству гендиректора нефтяной компании ADNOC мы уже писали.
Как мантру спикеры повторяли фразы про национальные интересы, ведь никакие глобальные проблемы не могут быть выше этого. Россия планирует не только уберечь свою энергетику от «зеленого вызова», но и спасти мир от изменения климата, сугубо своим уникальным способом (видимо,увеличивая продажу углеводородов).
Кроме приоритетов развития энергетики РФ, где климатической повестке нашлась своя особая роль в увеличении экспорта углеводородов, звучали и нотки отрицания изменения климата — ведь антропогенных выбросов всего 10% и зачем же мы так надрываемся и неразумно гробим экономику отказом от самого главного двигателя мировой экономики?! В копилку «разумности» сделал вклад и представитель Газпрома – он поведал делегатам об охлаждающем эффекте метана (по данным из собственных исследований компании). Несмотря на исследования Газпрома, представители российских государственных структур упомянули о сокращение утечек метана, как об эффективноймере по борьбе с изменением климата. Тем не менее, никаких сделок по сокращению выбросов метана РФ не подписывала, видимо из-за ведущей роли США в этом процессе.
Ощущение сюрреализма происходящего практически не покидало российский павильон на протяжении всего «дня энергетики». Впрочем, это ощущение было там всегда.
Россия последовательно продолжает тормозить прогресс в области сокращения выбросов парниковых газов, отказываясь поддержать отказ от ископаемого топлива. Вместо финансирования энергоперехода тратит деньги на полномасштабную войну в Украине. В то время, как не только Запад, но и Китай обеспечивают беспрецедентные темпы развития возобновляемой энергетики, российский планы в этой области – курам на смех.