11 тысяч возражений против атомного сотрудничества с РФ подали в Нижней Саксонии. Речь идет о производстве по лицензии «Росатома» топливных элементов — тепловыделяющих сборок (ТВС) для атомных электростанций, которое планируют начать на заводе вблизи нижнесаксонского города Линген, принадлежащем «дочке» французской компании Framatome. Земельное министерство окружающей среды инициировало общественное обсуждение этого проекта, которое начнется 20 ноября. В рамках подготовки обсуждения и были поданы тысячи возражений.
Власти Нижней Саксонии отвечают за решение по проекту. Но обеспокоенность им выражало федеральное правительство Германии, представители спецслужб ФРГ и партии «зеленых», сообщает агентство AFP. Оно также цитирует слова Александера Вента из Альянса противников ядерной энергетики в Эмсланде (AgiEL), который заявил, что завод в Лингене может стать «ядерным форпостом Кремля в Западной Европе», а пассивность немецких органов безопасности в этом контексте «фатальна».
Между тем российские ядерщики в последние месяцы уже приезжали в Нижнюю Саксонию для обучения персонала завода работе на новой линии по производству ТВС. В октябре у завода в Лингене прошла акция протеста, в которой приняли участие 130 человек, в том числе — российский эколог и активист Владимир Сливяк.

Слушания проходили два дня и состояли они на 99% из того, что представители общественности мучали самыми разными каверзными вопросами представителей как земельного министерства экологии, энергетики и защиты климата, так и ядерного предприятия ANF (владелец — французский Framatome) на тему рисков от возможного сотрудничества с Росатомом. Судя по всему, на предприятии все готово к тому, чтобы начать производство ядерного топлива с россиянами, остается лишь получить одобрение министерства.
Не каждый мог выступить на слушаниях, но лишь те, кто весной направил письменные возражения против совместного проекта с Росатомом. Таковых набралось свыше десяти тысяч. На слушаниях было несколько сотен человек.
О том, какие вопросы задавались вы наверное и сами можете догадаться. Конечно, это возможные диверсии, шпионаж, этичность и безопасность сотрудничества с российской госкорпорацией во время войны в Украине с учетом того, что Германия занимает совершенно четкую проукраинскую позицию. Я ожидал, наверное, что приедут выступить больше людей из соседних стран. Представители ANF где-то давали какие-то подробности по технической части работ, но чаще уклонялись от прямых ответов. По вопросам войны, возможного саботажа и диверсий утверждали, что сотрудников Росатома в производственные цеха не пустят, мол те только проведут обучение и поставят оборудование.
Пересказывать все, что говорилось целых два дня (от рассвета до заката) смысла никакого нет, ну и какой отчет о слушаниях составят тоже несложно представить. Самое непонятное в этой ситуации, что будет дальше. Я спрашивал это в приватном порядке у нескольких сотрудников земельного и федерального министерств, которых лично знаю, но никто из них четкого ответа не дал. Понятно только, что в конечном итоге надо будет принять решение по одобрению или наоборот, но когда это произойдет неясно (в самом широком смысле).
Для полноты картины следует добавить, что как таковой разработанной и опробованной процедуры для таких процессов (включающих слушания), насколько я понял, нет. Для всех все в новинку, как кажется. И как именно будет учитываться мнение общественности — хороший вопрос. И если общественность решит, что ее мнение не учли надлежащим образом — можно ли будет подавать в суд?
Все это не позволяет делать хоть какие-то предположения о том, что в конце концов решат и вообще когда это решение будет, то есть Росатом пока остается в подвешенном состоянии. Собственно, этот состояние у них с 2021 года, но сейчас может быть даже несколько более подвешенное.