В преддверии Боннской климатической конференции SB62, которая началась 16 июня, двенадцать организаций гражданского общества Африки, Европы и России (в том числе, «Экозащита») собрались вместе, чтобы опубликовать новый всеобъемлющий отчет о растущем числе африканских стран, рассматривающих ядерную энергетику как часть своего общего энергетического баланса.
Ангола, Буркина-Фасо, Египет, Эфиопия, Гана, Кения, Марокко, Намибия, Нигерия, Сенегал, Танзания, Руанда и Уганда сделали заявления относительно новых атомных электростанций. В Южной Африке находится единственная на континенте действующая атомная электростанция, введенная в эксплуатацию в 1984 году при правительстве апартеида. ‘The Alarming Rise of False Climate Solutions in Africa: The Nuclear Energy Misadventure’ был подготовлен активистами в качестве коллективного отчета с рядом настоятельных рекомендаций, которые отражают широту общих опасений гражданского общества по поводу развития ядерной энергетики на всем континенте. Они едины в призыве к безъядерной Африке, защищенной от опасностей ядерной энергии и вместо этого строящей будущее, основанное на чистых, доступных решениях.
«Требование справедливого перехода к постуглеродной экономике означает, что она должна быть зеленой, устойчивой и социально инклюзивной. В этом всеобъемлющем отчете излагаются доводы в пользу того, почему вариант ядерной энергетики несовместим с этими требованиями. Он показывает, как лоббисты ядерной энергетики подрывают и препятствуют необходимости достижения чистого нуля за счет 100% чистой устойчивой возобновляемой энергии», — пишет в своем предисловии Макома Лекалакала, лауреат премии Голдмана по Африке 2018 года.
‘The Alarming Rise of False Climate Solutions in Africa: The Nuclear Energy Misadventure’ дает подробную информацию о масштабах планов и объявлений о развертывании атомных электростанций на всем африканском континенте. В нем рассматриваются многочисленные причины, по которым это не является ответом на усилия континента по сокращению выбросов — срочность климатического кризиса означает, что ядерная энергия слишком медленная для доставки; она вредна для здоровья человека и окружающей среды; и в отличие от возобновляемых источников энергии не подходит для решения нынешних проблем энергетической бедности.
‘The Alarming Rise of False Climate Solutions in Africa: The Nuclear Energy Misadventure’ доказывает, что континент становится как потенциальным испытательным полигоном, так и, в частности, полем битвы для конфликтующих геополитических влияний, которые также разыгрываются в области экспорта ядерных технологий или, скорее, перспектив такого экспорта. В то же время обширные, хорошо финансируемые и глобальные усилия по связям с общественностью лобби ядерной энергетики, в том числе на климатических встречах РКИК ООН, также документируются в отчете.
Вместо этого авторы доклада призывают положить конец планам и заявлениям о трате миллиардов на строительство новых атомных электростанций. Три четверти потребностей Африки в климатическом финансировании не удовлетворяются, а более половины существующего климатического финансирования находится в долговых инструментах. Сосредоточение внимания на ядерной энергетике серьезно вытеснит и без того драгоценное и недостаточное климатическое финансирование для смягчения последствий изменения климата, адаптации и проектов по производству возобновляемой энергии. Чрезвычайная ситуация с климатом бросила спасательный круг ядерной энергетике. В этом докладе четко указано, что энергетические потребности Африки не требуют ядерной энергетики. Путь вперед, очевидно, лежит в финансировании чистых, безопасных возобновляемых источников энергии, которых на континенте в изобилии.
Владимир Сливяк, сопредседатель российской экологической группы «Экозащита», лауреат Альтернативной Нобелевской премии: «Ядерная энергетика — это дорого, медленно и опасно. Она уязвима как для изменения климата, так и для войны. Растущие последствия изменения климата, такие как наводнения, ураганы, засухи, волны тепла или штормы, представляют собой большие риски для ядерной безопасности. Войны увеличивают риск военных атак, как это было видно на примере Запорожской атомной электростанции в Украине. Ядерная энергетика в сегодняшнем нестабильном мире создает дополнительные риски радиационных катастроф. Она также создает риск распространения ядерного оружия, поскольку каждая гражданская атомная станция производит материалы, которые могут быть использованы для изготовления ядерного взрывного устройства или грязной бомбы. Возобновляемая энергия безопасна и дешева и должна стать первым выбором в Африке, где ее потенциал огромен».
Альберта Кпелеку Исполнительный директор 360 Human Rights: «От экологических катастроф до рисков для здоровья и экономических проблем — Гане пора отказаться от планов ядерной энергетики. Рисков слишком много. Ядерные аварии, радиоактивные отходы, риски для здоровья, угрозы безопасности, ядерное распространение, терроризм. Разрушительные последствия ядерных аварий затрагивают не только нынешнее поколение, но и еще не родившиеся поколения. Альтернативы и решения для ядерной энергетики включают возобновляемые источники энергии — солнечную, ветровую, гидро- и геотермальную, — которым следует отдать приоритет».
Филлис Омидо, Кения, лауреат Альтернативной Нобелевской премии, лауреат премии Голдмана по Африке 2015 года, Центр правосудия, управления и охраны окружающей среды: «Как часть антиядерного движения Кении, мы выражаем солидарность с недавно созданным движением Ганы по антиядерному движению во главе с 360 и SYND. Мы верим в африканские решения африканских проблем. Ядерная энергия означает энергетическое рабство для африканцев на будущие поколения. Возобновляемая энергия — это свобода для нашего народа и свобода для нашей планеты».
Philip Jakpor Исполнительный директор Renevyln Initiative : «Ядерные планы — это «злоключение». Нигерия не готова размещать атомные электростанции, потому что у нас нет возможности управлять ими. У нас были давние трудности с инфраструктурой нефти и газа, где трубопроводы часто становятся объектом саботажа, краж или терроризма, что наносит огромный ущерб окружающей среде в дельте Нигера. Атомная электростанция неизбежно станет «целью террористов». Безопасность на атомной электростанции должна быть сродни «военной базе», вероятно, защищенной другой страной, например Россией».
Сэм Мукунгузи, Исполнительный директор Uganda Environment Action Now: «Потребности Уганды в энергии, безусловно, обоснованы, поскольку половина населения не имеет доступа к электроэнергии, недоступность вызвана не отсутствием вырабатываемой электроэнергии, поскольку в стране имеется избыток электроэнергии более 1000 МВт. Правительство поставило цель достичь уровня доступа к электроэнергии более 99% к 2030 году и намерено достичь его за счет ядерной энергетики к 2031 году. Это очень амбициозная цель, и она недостижима с установленными сроками для производства ядерной энергии, которые оцениваются более чем в десять лет. Кроме того, финансирование только 1000 МВт составляет четверть национального бюджета Уганды. Уганда с большой задолженностью должна пересмотреть свои планы по ядерной энергетике, прежде чем закладывать страну западным мировым и китайским финансистам. В настоящее время Уганда добывает нефть и газ среди множества экологических, социальных и экономических потрясений, добавляя, что развитие ядерной энергетики будет катастрофическим. Мы можем удовлетворить наши потребности в энергии с помощью более чистых вариантов, таких как солнечная, ветровая и гидроэнергетика».
Франческа де Гаспарис Исполнительный директор Института окружающей среды религиозных общин Южной Африки: «Ядерная энергия не нужна и не востребована в качестве источника энергии в Африке. Когда мы сравниваем ядерную энергию с другими вариантами энергии, стоящими на столе в 21 веке, с точки зрения всех значимых факторов — стоимости, безопасности, времени строительства и отходов — нет никаких оснований для ядерной энергии».