Экоактивисты требуют немедленно прекратить возобновившийся импорт в Россию урановых «хвостов» (побочного продукта обогащения урана при производстве топлива для атомных электростанций).

Западноевропейская компания Urenco в 2019 году возобновила транспортировки в Россию урановых «хвостов» с немецкой уранообогатительной фабрики в Гронау.

Это подтверждается документом правительства немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия, который оказался в распоряжении «Экозащиты» и российского отделения Greenpeace.

С 2019 по 2022 год планируется отправить в Россию 12 000 тонн (более тысячи контейнеров, примерно 20 железнодорожных составов) урановых «хвостов».

По данным немецких федеральных властей, с мая по октябрь 2019 года из Гронау на АО «Уральский электрохимический комбинат» в Новоуральске (Свердловская область) уже было отправлено шесть железнодорожных составов по 600 тонн (50 контейнеров), то есть около 3 600 тонн урановых «хвостов».

В России уже накоплено около 1 млн тонн урановых «хвостов», которые не только радиоактивны, но и токсичны. Планов по использованию такого их количества нет, а практика контрактов до 2009 года демонстрирует, что вторичные отходы после дообогащения урановых «хвостов» из-за рубежа оставались в России.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» радиоактивными отходами считаются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Их ввоз в Россию для хранения, переработки или захоронения запрещён.

В 2004 году кампания против фактического импорта радиоактивных отходов в Россию была инициирована общественной организацией «Экозащита!», и поддержана другими экологическими организациями в России и Германии. В 2014 году «Экозащита!» была признана «иностранным агентом». Организация не согласна с таким статусом.

В Германии активисты неоднократно пытались блокировать поезда с опасным грузом. Российское отделение Greenpeace заявляло о незаконности ввоза урановых «хвостов» в Россию и о том, что затраты на этот импорт в итоге могут переложить на российских налогоплательщиков.

В результате давления экоактивистов в 2009 году Urenco и «Росатом» отказались от дальнейшего импорта в Россию радиоактивных отходов из Германии. Тогда же «Росатом» заявлял о том, что больше не будет заключать подобные контракты.

«Это циничный и аморальный бизнес. Он нужен Urenco, чтобы сэкономить миллиарды евро на утилизации своих урановых «хвостов», отправив их в Россию. Поражает готовность “Росатома” зарабатывать на захоронении фактических иностранных отходов, что является нонсенсом в любой цивилизованной стране», — комментирует ситуацию Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», координатор кампании против ввоза радиоактивных отходов в Россию 2004-2009 годах.

Его позицию разделяет эксперт российского отделения Greenpeace Рашид Алимов: «Россия не должна становиться радиоактивным могильником для остального мира. Мы требуем немедленно прекратить импорт урановых «хвостов» в Россию, опубликовать документы об этих сделках и наказать виновных в заключении незаконных сделок».

Ежегодные отчеты о деятельности Ростехнадзора (за 2004, 2006-2011 годы) упоминают о рисках разгерметизации контейнеров при хранении урановых «хвостов» под открытым небом на предприятиях в Ангарске, Северске, Новоуральске и Зеленогорске.

В августе 2019 года в СМИ сообщалось, что на предприятии в Новоуральске произошла утечка радионуклидов, которые могли попасть в Нейво-Рудянский пруд.

Дополнительная информация для журналистов:

Владимир Сливяк, «Экозащита!» — тел (903)2997584

Рашид Алимов, Гринпис России — тел (962)6956641

 

Справка 

Почему это отходы?

В России и за рубежом накопилось несколько миллионов тонн ОГФУ, планов по дальнейшему использованию которого в обозримой перспективе нет, т.е. это вещество является радиоактивными отходами. Согласно российскому «Закону об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ) радиоактивные отходы (РАО) – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. По российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов в страну запрещён.

В соответствие с контрактами между Urenco и Техснабэкспортом, по которым хвосты ввозились до 2009 года, — часть хвостов дообогащалась, в результате чего в России оставалось до 90% этих отходов, а менее 10% в дообогащенной форме отправлялись обратно. Однако, если верить западноевропейским экспертам, существовали и такие контракты, в рамках которых 100% урановых хвостов оставалось в России.

Чем опасны урановые хвосты?

ОГФУ токсичен и радиоактивен, при определенных условиях он обладает летучестью, его хранение представляет особую опасность в силу значительных объемов хранимого материала. При разгерметизации контейнеров ОГФУ контактирует с воздушной влагой, образуя плавиковую кислоту (II класс опасности), пары которой при превышении ПДК сильно раздражают верхние дыхательные пути и слизистые оболочки, могут вызывать острые и хронические отравления, изменения в органах пищеварения и дыхания, сердечно-сосудистой системе, а также изменения в составе крови. Разгерметизация контейнеров с ОГФУ также ведет к радиоактивному загрязнению. В связи с этим хранение и обращение с ОГФУ сопряжено с существенными экологическим и радиационными рисками.

Хранение под открытым небом нарушает международные стандарты

В России ОГФУ хранится на четырех предприятиях, АЭХК в Ангарске Иркутской области, УЭХК в Новоуральске Свердловской области, СХК в Северске Томской области и ЭХП в Зеленогорске Красноярского края. Контейнеры с ОГФУ можно видеть на спутниковых картах.

В августе 2019 сообщалось, что утечка радионуклидов произошла на УЭХК в Новоуральске. По сообщениям СМИ, радионуклиды могли попасть в Нейво-Рудянский пруд.

Риски разгерметизации контейнеров с ОГФУ связаны в основном с коррозией контейнеров, а также другими факторами, например, риском падения летательных аппаратов на площадки контейнерного хранения ОГФУ (например, площадка Ангарского химкомбината расположена в нескольких десятках километров от аэропорта г. Иркутска).