В минувшее воскресенье 272 автомобиля вольготно расположились в национальном парке на лесных просеках, пожарных подъездах и опушках леса в национальном парке. 25 июля посетители Куршской косы, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, весело отметили День Военно-морского флота, но для природных комплексов национального парка праздник закончился катастрофически. Поскольку у администрации парка отсутствует политика регулирования туристических потоков, на Куршскую косу въехали все автотуристы, способные выстоять трехкилометровую пробку и заплатить все возрастающий налог на въезд. Сколько машин пересекло заветный шлагбаум, известно администрации парка, но уже ранним утром имеющиеся на территории парка стоянки были переполнены.

К 13 часам была полностью забита автомобилями и туристическими автобусами стоянка у выхода к туристическому маршруту «Высота Эфа», в результате чего 54 (по буквам: пятьдесят четыре) автомобиля и туристический автобус были припаркованы просто на опушке леса.

25 июля в 13:00 на Куршской косе между КПП и пос. Морским зарегистрировано 46 (по буквам: сорок шесть) нелегальных парковок. Подсчитаны только те, что видны с шоссе. Отмечены координаты каждой парковки, сделаны фотографии, так что о «подделках», «ложных доносах» и «подрыве репутации России» речь вести довольно затруднительно. Сколько еще бессовестных и никем не контролируемых людей поставили свои автомобили глубже в лесу, а то и у подножия авандюны, неизвестно.

Отдельно стоит сказать об автомобилях, перегораживающих пожарные подъезды – просеки, по которым в случае лесного пожара должны передвигаться специализированный транспорт. Лето. Жара. Пожароопасный сезон.

Ну, и конечно, вопросы к национальному парку.

Вопрос тактический: где в заведомо трудное, напряженное летнее воскресенье, совпавшее с всенародным праздником ВМФ, были инспекторы парка? Все 46 обнаруженных нелегальных стоянок открыто располагались вдоль шоссе, достаточно было одного инспекторского рейда, чтобы их обнаружить.

Вопрос стратегический. Почему администрация парка не ограничивает автотуристический поток, так сильно вредящий косе? Второе лето из-за пандемии шоссе Калининград-Клайпеда, проходящее через национальный парк, действует, скорее, как шоссе Зеленоградск-Морское. Границы закрыты, посетитель не может на КПП сказать «Отстаньте, не нужен мне ваш нацпарк, я еду в Клайпеду». Значит, можно принять решение ограничить поток автомобилей простой цифрой, совпадающей с количеством мест на парковках национального парка, включая поселки. На территории парка 18 бесплатных парковок. Сколько на них мест, столько и может въехать автомобилей. Места закончились? До свидания, оставьте автомобиль на парковке за пределами парка, а к нам пожалуйте на общественном транспорте, лучше всего с экскурсией! Никто же не впадает в неистовство, когда заканчиваются парковочные места на стоянке торгового центра? Право граждан свободно посетить национальный парк при этом ничуть не нарушено, всего лишь соблюдено право будущих поколений насладиться в будущем непреходящей ценностью Куршской косы, всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кстати, увеличение количества парковок – тоже не решение проблемы. Об этом еще в 2019 г. на пресс-конференции прекрасно высказался министр по культуре и туризму Андрей Ермак: «При обустройстве новых парковок на Куршской косе сокращается территория национального парка. На самом деле парковочных мест на Куршской косе достаточно большое количество. Мы понимаем, что каждое новое парковочное место на территории Куршской косы — это мы как бы отщепляем кусочек территории у национального парка. Ещё, ещё и ещё потихонечку. Это не совсем правильная история». https://kgd.ru/news/society/item/84434-vlasti-sozdavaya-parkovki-na-kurshskoj-kose-my-po-kusochku-otshheplyaem-territoriyu-nacparka

Это совсем неправильная история. Особенно, если учесть, что парковки, которые появились в национальном парке в последние несколько лет, только с очень большой натяжкой можно назвать «обустроенными»: в реальности это просто, как выразился Андрей Ермак, «отщипнутые» кусочки от крохотной территории национального парка: неогороженные, необорудованные, без специального покрытия, зачастую с деревьями, оставленными на верную гибель от вытаптывания. При этом вокруг стоянок хаотично возникают тропы – к морю, через авандюну, без оборудованных переходов, в лес – когда начинается грибной сезон. Так что «отщипнутые» кусочки в реальности значительно превышают площадь самих парковок.

Интересно, что министр культуры и туризма обеспокоен судьбой Куршской косы, а администрация парка, на словах выражающая озабоченность возросшими потоками туристов, либо бездействует, просто собирая дань на КПП, либо действует в обратном направлении, давая разрешение на сооружение туристических объектов, увеличивающих нагрузку на природные комплексы косы, так называемых глэмпингов.