8 ноября 2015 года «Экозащита!» пригласила калининградцев на ставшее уже традиционным мероприятие – Осенние дни спасения каштанов. Третий год, десятый раз активисты-добровольцы берутся за грабли, сгребают под стволами каштанов опавшие листья, упаковывают их в плотные мешки, чтобы затем увезти на свалку. В нынешнем году состоялись уже три таких мероприятия, в которых участвовали более 60-ти человек, часто семьями – от мала до велика.
Зачем экологи призывают убирать опавшие листья? В осенней каштановой листве собираются уютно перезимовать куколки охридской моли — злобного бича каштана конского. Если не убрать и не вывезти опавшую листву, весной полчища крошечных бабочек, вылетят из нее, отложат яички, откуда выведутся прожорливые гусеницы и примутся пожирать каштановые листья. Неоднократно повреждаемые деревья позже начинают цвести, у них сокращается годовой прирост, мельчают листья и плоды, снижается сопротивляемость инфекционным болезням…
Каштановая минирующая моль (Cameraria ohridella ) — опасный вредитель конского каштана, наносящий серьёзный ущерб городским посадкам. Ущерб, причиняемый этой молью в Европе, исчисляется сотнями миллионов евро в год. В начале 80-х годов вид был описан в Македонии, где югославские энтомологи Дешко и Димич обнаружили минирующую моль на конском каштане обыкновенном. Повреждения листьев были так сильны, что обратили на себя внимание исследователей. Интересно, что в Иране и Ираке, где в естественной среде растут обширные каштановые леса, моль-минер не обнаружена.
Зато уже в 1986 году было зафиксировано победное распространение вида на север. На протяжении всего нескольких лет каштановая минирующая моль заселила территорию Хорватии, Венгрии, Румынии и Австрии, к 1994 году достиг Чехии и Германии, в 1998 году отмечен в Польше и за пять лет расселился по всей её территории. Скорость расширения ареала в Польше составила 100 км в год. В 2002 году каштановая минирующая моль была отмечена в Швеции, Дании и Великобритании, в 2003 году впервые отмечен в России в Калининградской области. В 2006 году вид отмечен на юге Финляндии, в 2007 — в Литве, Латвии и Эстонии. Моль продолжает стремительно расселяться из-за широко используемого по всей Европе и в Азии конского каштана обыкновенного. Способы распространения моли-минера весьма широки: с посадочным материалом (куколки и взрослые бабочки могут зимовать в трещинах коры), с грунтом, тарой, багажом по железным дорогам, наземным и воздушным транспортом.
Как на беду, в Калининграде – по очень приблизительным и совершенно непроверенным подсчетам – десятки тысяч каштанов. Будь у нас их 200, как в городе Обнинске, можно было бы рассчитывать убедить местные власти заняться спасением любимых деревьев. Но не удалось! В 2013 году по обращению общественности калининградский городской совет депутатов рассмотрел вопрос о включении в городской бюджет статьи расходов на защиту каштанов от минирующей моли, однако, депутаты решили, что таких денег в казне нет. Не стал муниципалитет и организатором субботников по уборке и вывозу каштановой листвы, как делается это в Обнинске. Защита каштанов, как и многие другие явления нашей жизни, стала уделом общественного движения – свои усилия объединили Экозащита и культурный центр «Новый Акрополь».
Чтобы убедиться в том, что метод уборки листвы работает, достаточно вспомнить чуток из курса биологии средней школы. Крошечная блеклая бабочка – а она, кстати, ничего и не ест – откладывает яички. Из яичек вылупляются едва различимые гусеницы, толщиной около трети миллиметра и длиной 3,5 мм, выедающие мякоть каштановых листьев, прокладывающие в листе длинные извилистые ходы — мины. Оттого и минер. Несколько мин сливаются в одно сухое бурое пятно, поврежденные листья скручиваются и опадают уже в середине лета. Но прежде чем это произойдет, гусеница перейдет в следующую стадию – замрет в конце одного из ходов неподвижной куколкой. Листья с куколками падают на землю, там происходит превращение – из куколки вылетает бабочки. И – опять все сначала: яичко – гусеница – куколка – бабочка. В общем, «у попа была собака». С мая по ноябрь успевает вывестись до 6 поколений и с новыми силами наброситься на каштаны.
Можно направить свои силы на летающих бабочек. Рано весной стволы каштанов обматывают клейкими ловчими поясами с феромонами, которые привлекают самцов каштановой моли, только что вылупившихся из перезимовавших в опавшей листве куколок. Метод этот в Калининграде опробован на модельной аллее каштанов, растущих в сквере на Московском проспекте напротив Кафедрального собора. В рамках одного из общественных проектов группой Экозащита были приобретены такие ловчие пояса: самцы действительно приклеиваются к ним, оставляя самок без внимания и потомства. Приемы с феромонами нужно повторять все лето, в расчете на новые поколения. Летом в кронах каштанов размещают специальные ловушки с теми же феромонами. По приблизительным подсчетам, полноценная защита дерева обходится в две с половиной тысячи рублей, к тому же специальные феромоны, рассчитанные на каштановую моль, покупать пришлось в Польше.
Так что больше уповаем на простой и доступный способ уборки листвы. Все исследователи в Европе, которые так или иначе применяли самые разнообразные методы защиты от каштановой моли, включая инъекции отпугивающих веществ в стволы и замену в посадках каштана конского на другие виды деревьев, сходятся в одном: до 85% успеха заключается в регулярной и тщательной уборке опадающей листвы под каштанами. Начиная с июля, когда опадают первые поврежденные листья, и заканчивая ноябрем. Перезимует под деревьями неубранная листва – в ней перезимуют и хорошо защищенные от холодов куколки, способные переносить морозы до -23 градусов. В одном килограмме сухой листвы – до 140 тысяч куколок, будущих бабочек. Одна бабочка способна отложить до 80 яиц… Серьезная угроза!
В нынешнем году субботники по уборке листьев в модельной аллее спонтанно превратились в семейные осенние пикники – приходят семьи с детьми самого разного возраста, весело машут граблями часа два-три, в потом еще и пьют чай из термосов, с домашними пирогами. А потом еще и нахваливают организаторов: ух, как мы отлично отдохнули!
Хотите верьте, хотите — нет, но деревья в каштановой шпалере в сквере на Московском проспекте напротив Кафедрального собора выглядят намного лучше своих городских собратьев. Двухлетние усилия по сбору осенней листвы, совмещенные с весенним развешиванием липких ловушек принесли свои плоды. Да, листья каштанов повреждены охридской молью, но этих повреждений существенно меньше, и каштаны простояли до листопада свежими и зелеными, в свое время сменили окраску на естественную золотистую, и плоды уродились чудовищных размеров.