В 1982 году Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила 18 апреля «Днем всемирного наследия», также известным как «Международный день памятников и достопримечательностей» (IDMS).
И, хотя мы привыкли считать Куршскую косу природной достопримечательностью, в первую очередь она является культурным ландшафтом, и День всемирного наследия имеет к ней самое прямое отношение.
Куршская коса включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в соответствии с критерием (v) как «выдающийся пример ландшафта песчаных дюн, который находится под постоянной угрозой со стороны природных сил (ветра и моря). После катастрофического вмешательства человека, угрожавшего ее существованию, коса была восстановлена в результате масштабных работ по защите и стабилизации, которые начались в XIX веке и продолжаются до сих пор».
Уникальный и уязвимый дюнный культурный ландшафт на прибрежной косе совсем молод – ему нет и двухсот лет. Однако, из-за своего феноменального развития он имеет исключительное значение для понимания и регулирования отношений человека и природы. Этот ландшафт создавался не для содействия разнообразию природы, а для предоставления человеку экологически стабильной возможности жить на косе.
История Куршской косы драматична: 5000 лет назад на моренных островах из песчаных морских наносов сформировался узкий полуостров (98 км в длину и 0,4–3,8 км в ширину), отделяющий Балтийское море от Куршского залива. Постепенно полуостров покрылся лесами. После интенсивного уничтожения лесов в XVII-XVIII вв. песчаные дюны начали продвигаться к Куршскому заливу, похоронив самые старые поселения. На рубеже XIX в. стало очевидно, что без немедленных действий человеческая жизнь на косе станет невозможной. Начались работы по стабилизации дюн, которые продолжаются до сих пор. К концу XIX века вдоль берега моря была образована защитная гряда дюн, чтобы предотвратить внутреннюю миграцию песка, а подвижные песчаные дюны были остановлены посадками леса.
Самыми ценными элементами и качествами культурного ландшафта Куршской косы являются ее уникальный размер и общая пространственная структура, демонстрирующие гармоничное сосуществование человека и природы; материальное наследие, в том числе остатки почтовых путей, археологическое наследие; пространственно-планировочная структура и архитектура старинных рыбацких деревень, превращенных в курортные поселения; элементы морского культурного наследия; природные и антропогенные элементы, в том числе характерный хребет белых дюн и отдельные дюны, остатки древних параболических дюн; искусственная защитная прибрежная гряда дюн; моренные острова, прибрежные леса и уникальная песчаная флора и фауна; пути миграции птиц; а также социально-культурные традиции, духовная и социальная значимость этой территории.
Вдоль всего морского побережья Куршской косы протянулось уникальное природно-антропогенное образование — авандюна, или защитный пляжевый вал. Авандюна, как материальное наследие, и способы ее создания и сохранения, как нематериальное наследие, входят в понятие выдающейся универсальной ценности Куршской косы как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эта часть ландшафта была тут не всегда. Природные приморские дюны – нередкое явление на песчаных пляжах, они представляют собой небольшие холмы или цепочки холмов, расположенные на тыльной стороне пляжа. Однако авандюна представляет собой сплошной барьер, тянущийся непрерывно вдоль всего морского берега Куршской косы, крутой с подветренной стороны и пологий со стороны, обращенной внутрь косы. Ее главное отличие от приморских дюн Латвии или Нидерландов заключается в происхождении: авандюна создана человеком искусственно и сознательно.
В соответствии с проектом, предложенным немцем шведского происхождения Сереном Бьёрном, в начале XIX столетия на Куршской косе началось создание искусственной ловушки для песка, непрерывно поступающего со стороны моря. Еще в XVI веке неконтролируемые рубки леса, усиливающиеся во время военных нашествий, привели к возникновению феномена «странствующих дюн». За ряд столетий под песком оказались несколько деревень, возникла угроза существованию проходящей по косе дороге. Песок двигался поперек косы и ссыпался в залив, что, в конце концов, привело к обмелению форватера залива и Мемельского пролива и поставило вопрос о дальнейшем существовании порта. Только тогда борьба с опустыниванием, которая до тех пор велась силами местных жителей, была поддержана купечеством и правительством Восточной Пруссии.
Началом созидательного периода можно считать 1768 г., когда профессор Виттенбергского университета и.-Д. Тициус опубликовал труд, в котором изложил методы подвижных песков и закрепления дюн путем озеленения. Он не только научно обосновал проект задержания песков и возвращения взморью леса, но и заложил основы формирования культурного ландшафта всей косы. По объему выполненных работ, количеству вложенных средств и трудозатрат этот проект может быть назван одним из самых грандиозных и дорогостоящих в истории человеческой цивилизации. Песчаные дюны, перекатившиеся поперек косы и похоронившие под собой леса и поселки, остановились у залива, укрощенные сначала сетью наброшенных тростниковых и хворостяных плетней, оплетенные длинными корнями местных и иноземных трав-песколюбов, а затем и деревьев.
Лес поставил окончательную точку в истории движущихся песков. Однако песок продолжал поступать со стороны моря, а ветер беспрепятственно гнал его вглубь косы. Молодые посадки не могли противостоять ветропесчаному потоку, поэтому ловушки необходимо было поставить у источника песка на самом берегу моря.
Одновременно с озеленением и укреплением высоких белых дюн были организованы работы по созданию защитного берегового вала, который отрезал доступ песка и предохранил косу от погребения под дюнами. Создание авандюны началось в 1803 г. с сооружения двух параллельных плетней в 50-60 м от морской линии. Засыпанные песком, они становились основой будущего вала, на котором вновь сооружались ловушки из плетней.
Когда авандюна была сформирована, достигнув высоты 8-10 м, на ее склонах делали сотни фашин — квадратных заграждений из колышков, которые переплетались ветками хвойных деревьев или охапками тростника. Внутри квадратов ставили стенки из колышков в форме креста или плетни из веток, а также добавляли глину и торф, привезенные на куренасах. В подготовленные клетки сеяли семена песколюбивых трав, а позднее засаживали подветренный склон сформированной авандюны кустарниками и лесом. Больше ста лет понадобилось для того, чтобы соорудить защитный береговой вал на всем протяжении морского побережья.
Как любое искусственное образование, авандюна нуждается в ежегодном ремонте: морские волны и ветер за зиму наносят заметные разрушения, а в последние десятилетия к разрушительным природным явлениям добавились силы антропогенного характера. Посетители национального парка вытаптывают травянистую растительность, покрывающую приморскую дюну, и разрушают ее песчаное тело. Содержание защитного пляжевого вала в целостном состоянии является обязательным, поскольку через прорывы в его теле выброшенный морем и высушенный ветром песок с огромной силой и скоростью устремляется в лес. Начиная с 1903 г. специально учрежденная служба организовывала рабочие отряды из местных жителей, которые постоянно восстанавливали авандюну. В послевоенное время ремонтом и реконструкцией авандюны занимались работники Куршского лесхоза, после создания национального парка — сотрудники национального парка и добровольцы. Немалый вклад в защиту авандюны внесла «Экозащита!», с 1996 г. формируя молодежные бригады по ремонту и восстановлению защитного берегового вала. Чтобы сохранить традиционные методы воссоздания авандюны, в 2007г. «Экозащита!» опубликовала пособие для волонтеров «Я спасу Куршскую косу: инструкция по восстановлению авандюны на Куршской косе», а в 2018 г. подготовила фильм «Авандюна: на климатической передовой», а в 2020 г. — доклад «Авандюна сквозь призму выдающейся универсальной ценности».
В 2021 году специальная тема «Дня Всемирного наследия»: «Трудное прошлое – разнообразное будущее». Этот слоган как нельзя более подходит к Куршской косе, где культура и история многих поколений и эпох переплелась в один крепкий узел.