«Лес, большей частью состоящий из сосен, и дюнный песок ведут неравный бой; лес терпеливо, стойко, насколько ему хватает сил, летучий песок – непрестанно наступая, повергая один ствол за другим. Сначала уничтожается кора, броня дерева. Деревья, которые находятся на этой стадии, выглядят очень свежо в своем светло-коричневом одеянии, но они уже обречены на смерть. Лишенное коры, дерево умирает и при первом же шторме теряет вершину или даже ломается у самых корней. При продвижении дюны пень постепенно засыпается песком».

«Этому тексту, описывающему разгар песчаной катастрофы на Куршской косе, 160 лет, а фотографии, его иллюстрирующие сделаны вчера, 23 ноября 2021 года, — говорит Александра Королева, сопредседатель «Экозащиты». — За состоянием «ветровых ворот» в авандюне ведет наблюдение экспедиция «Экозащиты», организованная в рамках проекта «Мониторинг локальных явлений глобального изменения климата на побережье Куршской косы». Проекту четвертый год. Начиная с 2017 г. «Экозащита» ведет наблюдения, визуальные и инструментальные на авандюне и отслеживает ее состояние. Выводы 2021 г. – самые неутешительные: эксперты прогнозируют возвращение песчаных катастроф».

В 2020 г. на основании наблюдений и анализа литературных и спутниковых данных «Экозащита» подготовила для Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором отметила, что на больше части побережья авандюна, предназначенная защищать косу от вторжения морского песка, разрушена и не выполняет своей функции. В ответ администрация национального парка «Куршская коса» обвинила нас в клевете и предвзятости, заявив, что на морском побережье действительно «непростая ситуация, но она под контролем, и она решается». https://kgd.ru/news/society/item/87002-kleveta-ili-bezdejstvie-jekozashhita-posporila-s-nacparkom-iz-za-ugrozy-katastrofy-na-kurshskoj-kose

Тем не менее, в 2021 г. эксперты «Экозащиты» наблюдают усилившееся разрушение на морском побережье. Увеличивается количество разрушенных участков, размеры котловин выдувания и ветровых ворот, нагрузка на авандюну со стороны отдыхающих (вытаптывание) тоже растет следом за ростом числа посетителей. В качестве примера приводится описание одной из гигантских котловин, типичных ветровых ворот, которые обычно образуются на месте несанкционированных выходов посетителей к морю. В данном случае, это котловина выдувания (дефляционная котловина) расположенная на морском берегу за станцией «Фрингилла», примерно на 25-ом км косы (координаты: 55°06ʹ18,70ʹʹ с.ш. 20°44ʹ41,50ʹʹ в.д.)

Сквозная котловина прорезает тело авандюны, начиная от морского склона, выходит в тыльную часть и далее огибает авандюну, выходя в лес и соединяясь со стихийной тропой, которая начинается прямо от шоссе, около пожарного проезда. По отношению к морю котловина расположена перпендикулярно, т.е. подвержена деструктивным эоловым процессам, вследствие преобладания ветров со стороны моря большую часть года, вследствие чего лес за авандюной постепенно заносится песком (здесь очень подошло бы приведенное выше описание, сделанное Юлиусом Шуманном в 1860 г. в книге «Geologische Wanderungen durch Altpreussen”). Поперечный профиль котловины имеет V-образную форму с крутыми склонами, ее высота больше ширины в нижней части. Длина котловины на 23 ноября 2021 г. составила 66 м. Края котловины осыпаются, в верхней части наблюдаются крупные трещины. Борта котловины, осыпаясь, расширяют ее в верхней части. Осыпавшийся песчаный материал вместе с морским песком выдувается из котловины в сторону леса, находящегося с тыльной стороны авандюны. Конусы выноса песка в лес составляют в длину от 3-5 м до 8-10 м. Часть молодых сосен погибла.

Здесь уместно привести еще одну цитату, на сей раз из книги Хесса фон Вихдорфа «Геология Куршской косы», изданной в 1919 г. и описывающей события, относившиеся в 18 веку: «С этого времени человек в бессилии стоял перед развитием и все большей экспансией подвижных дюн. Сильные ветры с Балтийского моря беспрепятственно проносились через дыры в приморских дюнах, валили буреломом старые деревья и гнали дюнный песок дальше, засыпая лесные массивы».

На самом деле человек в бессилии стоял недолго, в это время на Куршской косе начинались масштабные, можно сказать, грандиозные работы по борьбе с летучим песком, с движением песчаных гор. И важнейшей частью этой борьбы как раз и было сооружение авандюны, начатое в 1803 году. Сооруженная на протяжении всего морского побережья еще через сто лет, авандюна стала надежным заслоном от морского песка и ветра, но обеспечивать этот заслон она может только при условии непрерывности. Другими словами, любую трещину, любую котловину в теле авандюны нужно немедленно заделать.

Традиции ремонта авандюны насчитывают столько же сотен лет, что и сам береговой вал, вот только при нынешней администрации парка эта работа захирела. «Экозащита» не первый год заявляет о том, что парк ведет недостаточную, неадекватную работу по восстановлению авандюны, однако, дирекция упрямо заверяет, что «хотя на российской части Куршской косы рельеф авандюны действительно осложнён котловинами выдувания, большинство из них в настоящий момент закрыто клетками и устлано хворостом».

Нет, не устлано, и не закрыто. В конце декабря «Экозащита» представит новый отчет по результатам мониторинга, а пока в качестве примера демонстрируем фотографии, сделанные 23 ноября 2021 г. в одной из крупнейших котловин, где не наблюдается вообще никаких следов ремонта или восстановления. Обнаруженные на других участках следы работы национального парка выглядят неубедительно, тем временем через многочисленные ворота песок проникает в лес, с чего и начинались песчаные катастрофы на Куршской косе.
