Сегодня «Экозащита!» представила новый доклад с обзором влияния международных санкций, введенных после начала российского вторжения в Украину, на атомную промышленность. Кто уже прекратил или еще продолжает сотрудничество с госкорпорацией «Росатом», как санкции повлияют на международные сделки, эти и другие вопросы обсуждаются в докладе «Избегая Росатома» (Shunning Rosatom).
В настоящее время доклад доступен на английском языке. Полная версия доклада на русском появится позднее, а пока публикуем отрывок:
«За три месяца с начала российского вторжения в Украину несколько зарубежных партнерств с Росатомом были расторгнуты, а значительное количество совместных предприятий оказались под угрозой дальнейшего распада… Ряд европейских стран при поддержке Европейской комиссии находится на пути к расставанию с топливной компанией Росатома ТВЭЛ… Другие крупные проекты «Росатома» — те, по которым корпорация заключила контракты на строительство атомных электростанций за рубежом, — скорее всего, пострадают в долгосрочной перспективе. Одна из причин заключается в том, что санкции, введенные против финансовых резервов России и ее банков, потенциально могут серьезно ограничить способность Росатома привлекать финансирование на строительство и продолжать предоставлять кредиты.
В атомной отрасли, пожалуй, в большей степени, чем в любой другой, инвестиции носят стратегический характер: один успешно завершенный проект обеспечивает поставки топлива и обслуживание объекта на десятилетия. С этим приходит политическое влияние. Один потерянный топливный контракт на дюжину миллионов — это миллиарды упущенной выгоды и утраченный рычаг влияния в будущем.
В конце концов, чем дольше Россия ведет жестокую войну против Украины, чем больше денег она тратит на нее и теряет из-за санкций, тем меньше средств она способна вкладывать в новые «стратегические» ядерные сделки, чтобы продолжать зарабатывать на продаже ядерных продуктов и услуг, а затем потратить эти деньги на войну. Санкции имеют кумулятивный эффект и способны разорвать этот порочный круг…
Миру не нужно больше ядерной энергии — уж точно не такой ценой.»