Администрация национального парка «Куршская коса» за 5 месяцев, прошедшие с зимних штормов, не отремонтировала авандюну и не восстановила лестницы и переходы к морю. На литовской стороне, где побережье пострадало так же сильно, к 1 июля все восстановительные работы завершены.

Июль, на въезде на Куршскую косу традиционные летние многокилометровые пробки. Простояв несколько часов на контрольно-пропускном пункте, отдыхающие устремляются к морю. И, хотя лето в разгаре, а густой поток туристов давно спрогнозирован, национальный парк оказался не готов к летнему наплыву гостей: в большинстве санкционированных мест переходы к морю не оборудованы. Поэтому не приходится удивляться, если посетители национального парка, не желая ломать ноги на полуотремонтированных и совсем неотремонтированных лестницах, спускаются с дюны где придется.

«Пятая летняя экспедиция «Экозащиты» проинспектировала выходы к морю от Морского до Зеленоградска, — говорит Александра Королева, сопредседатель группы «Экозащита» и руководитель проекта «Мониторинг локальных явлений глобального изменения климата на территории Куршской косы», — и практически везде обнаружена удручающая картина: разрушенная зимними штормами авандюна не отремонтирована; ремонт лестниц на некоторых переходах не завершен, а на других даже не начинался; отдыхающие спускаются к морю там, где пожелают».

Туристическая инфраструктура национального парка такова: визит-центр; 6 туристических маршрутов (один из которых второй год закрыт на реконструкцию); дюжина стоянок для машин; 11 оборудованных переходов через авандюну (к слову, на литовской части – 70 оборудованных переходов); редкие информационные щиты, информирующие не о ценности авандюны, а о штрафах за несанкционированный переход; схема Куршской косы на контрольно-пропускном пункте, которую можно изучить, стоя в очереди на въезд, и буклеты о правилах поведения, которые раздают на КПП.

Утомившись стоять в очереди, многие оставляют автомобили на небольшой стоянке в корне косы или на обочине дороги, и идут к морю. Что же их там ждет, кроме даров природы: моря и песка? Корень косы пострадал от штормов больше всего, разрушения здесь начались еще в 2017 г., и ежегодные зимние шторма продолжали размывать берег: авандюны здесь нет уже несколько лет, и после январских штормов вода стояла в лесу и на шоссе несколько дней. Сразу после январской серии штормов администрация парка сделала попытку восстановить авандюну, свезя на берег бревна, но февральские штормы размыли неуклюжую засеку. 3 июля, в разгар сезона, на этом участке побережья работала техника, и осуществляется еще одна неуклюжая и антиприродная попытка укрепить подвижный песок бетонными плитами. Такие работы противоречат современным научным взглядам на сохранение побережья, ученые сегодня рекомендуют ремонтировать дюны с использованием природных материалов и выбирать такие технологии, которые, сохраняя один участок берега, не вызовут разрушение другого.

Следующая популярная парковка расположена у маршрута «Королевский бор», 7-ой км. Волны, вызванные январскими и февральскими штормами, не только размыли авандюну до коренного берега, но и унесли лестницу и спуск для людей с ограниченными возможностями. Трогательно, но этот спуск был построен силами общественной организации «Аура», объединяющей людей с ограниченными возможностями. Это был единственный такой спуск на всей российской части Куршской косы (заметим, на литовской части спуск для инвалидов есть в каждом поселке).

7 июля экспедиция «Экозащиты» зафиксировала следующее: авандюна не восстановлена (несколько хворостин, прислоненных к дюне вряд ли могут считаться ремонтом); спуск для людей с ограниченными возможностями в том же состоянии, что был 1 февраля; ремонт лестницы-перехода не завершен, поэтому посетителя спускаются с обрыва в нескольких местах, продолжая разрушение берега. Информационных щитов по дороге от стоянки к морю много, но ни одного о ценности авандюны и запрете хождения по ней.

Спуск к морю от маршрута «Королевский бор». Дата съемки 3.07.2022

Между маршрутом «Королевский бор» и поселком Лесное имеются еще два санкционированных перехода, один из них начинается от парковки и находится в более или менее удовлетворительном состоянии, а второй – получает первое место по «заботе» о туристах. Этот переход начинается с информационного щита о песчаных катастрофах (единственного в национальном парке!), затем, перед смотровой площадкой на вершине авандюны еще один информационный щит призывает посетителей «спускаться к морю только по лестнице, но следующий шаг делать опасно: смотровая площадка просто висит в воздухе, лестницы нет. Разумеется, рядом начинается несанкционированный спуск, по которому туристы скатываются как с горки к пляжу.

Переход у стенда «Песчаная катастрофа», вид со смотровой площадки
55° 0’1.70″С    20°34’52.00″В
Стенд «Песчаная катастрофа», вид со стороны моря
55° 0’1.70″С    20°34’52.00″В

На двухкилометровом отрезке юго-западнее поселка Лесное участники экспедиции, продолжавшейся с 30 июня по 7 июля, насчитали 70 несанкционированных выходов к морю – котловин, которые сформировались на месте протоптанных тропинок к морю.

Поселок Лесное, 10-12 км. В поселке несколько постоянно существующих выходов к морю помимо выхода на променад. На южной окраине поселка популярная тропинка от остановки автобуса и глэмпинга «Поляна», когда-то там был наспех сколоченный настил из досок, теперь нет и его. Через эти «ворота» в авандюне проходят сотни людей, а во время зимних штормов – морские волны.

Выход к морю от глэмпинга «Поляна» на южной границе поселка Лесное.

Севернее поселка Лесное напротив турбазы «Виттех» тропа начинается сразу у шлагбаума пожарного проезда, настила и лестницы нет, образовалась сквозная извилистая котловина. Между пос. Лесное и зданием администрации национального парка есть парковка и оборудованный полуразрушенным настилом переход к морю.

Следующая популярная и вместительная стоянка расположена у визит-центра (он же офис администрации парка), 15 км. На дорожке к морю гостей встречает негостеприимная и ничего не объясняющая табличка: «В целях обеспечения вашей безопасности проход через авандюну закрыт». Ни извинений, ни указания причин, ни сообщения о том, когда же ремонт будет произведен». Очевидно, что простояв несколько часов на КПП и отыскав местечко на стоянке, туристы не поворачивают обратно, а просто протаптывают новые тропинки через и без того разрушенную авандюну.

Участок косы между визит-центром и биостанцией «Фрингилла» также испытывает колоссальную нагрузку: не оборудованы выходы к морю от турбаз и парковки, но особенно сильны разрушения берегового вала напротив турбазы «Дюны». Несмотря на колоссальную рекреационную нагрузку, здесь нет оборудованного перехода, и отмечены огромные дефляционные котловины.

Многолетняя и никак не решаемая проблема, о которой «Экозащита» уже неоднократно писала: отсутствие оборудованного выхода у биостанции «Фрингилла» (22 км). В соответствии с генеральным планом национального парка окрестности биостанции не относятся к рекреационной зоне, поэтому здесь нет санкционированного выхода к морю. Однако, посетителям парка это никак не мешает, лес перерезают тропинки, постепенно сливаясь в дорогу, а выход к морю представляет собой огромную сквозную котловину. Очевидно, что с этим нужно что-то делать: либо менять генплан и оборудовать выход к морю, либо поставить армию инспекторов, желательно вооруженных, чтобы гонять нарушителей.

Хвойное, 25 км, загадочный элитный поселок, нигде не значащийся, как населенный пункт, однако состоящий из бывшего немецкого кордона лесника и нескольких домиков, принадлежащих ушлым гражданам. Здесь есть публичная парковка, наиболее популярная в пору сбора грибов, но ее также используют и летом; переход оборудован настилом.

Рыбачий. По-прежнему, автомобили паркуются перед авандюной на песке. Переходы к морю отремонтированы (один дощатый, другой из бетонных плит), вместо информационного щита, посвященного Всемирному наследию ЮНЕСКО или ценности авандюны, щит с многостраничными правилами пограничного режима. Интересно, их кто-нибудь читает?

Выход к морю у маршрута «Высота Эфа», 40 км. Как и в прошлом году, количество желающих поставить машину превышает количество парковочных мест, и десятки машин стоят под деревьями на противоположной стороне шоссе. Настилы и лестницы отремонтированы, но проложены через неотремонтированную дюну. Информационных щитов о роли авандюны нет.

Морское. Переход к морю есть, находится в хорошем состоянии, оборудован небольшой смотровой площадкой. На переходе имеется знак о запрете хождения по дюне и указана сумма штрафа – 4000 руб.

Конец пути: только самые терпеливые туристы, доехавшие до туристического маршрута «Озеро Лебедь», перейдя по аккуратной лестнице, увидят более или менее неразрушенную дюну, штормовые волны сюда не добрались, посетителей немного, и песчаный вал топчут не слишком интенсивно.

А теперь несколько слов о литовской стороне Куршской косы:

— разрушения, нанесенные январскими штормами литовскому побережью сопоставимы с разрушениями на российской части косы;

На литовской стороне сильным разрушениям подверглись участки общей протяженностью 17 км. Дата съемки 1 февраля 2022.
Фото Лины Дикшайте

— в течение 4-х дней по окончании последнего январского шторма учеными и сотрудниками парка была произведена оценка ущерба: установлено, что с побережья было унесено около 250000 куб.м песка, а наиболее сильные разрушения авандюны (уступы размыва до 8 м) отмечены на нескольких участках, общей протяженностью 17 км от Ниды до Пярвалки и в Йодкранте;

— из 70-ти переходов через авандюну, оборудованных лестницами, полностью был смыты волнами 8, а 12 разрушены частично;

к 1 июля 2022 г. все ремонтные работы (восстановление берегового вала и туристической инфраструктуры были завершены. Фото Лины Дикшайте.

— на основании определенного ущерба были внесены коррективы в государственную программу защиты побережья;

— до 15 марта был заготовлен хворост горной сосны для ремонта авандюны и заключены все необходимые договоры;

— в апреле были начаты работы по восстановлению дюн по специальной технологии, которая используется в национальном парке уже несколько лет (сначала наращивается склон авандюны, а затем он сплошь устилается хворостом горной сосны, который укладывается особым образом с помощью техники);

— только после завершения восстановления авандюны в парке приступили к восстановлению инфраструктуры – переходов, настилов, лестниц, а также сильно разрушенного спуска к морю для людей с ограниченными возможностями в Пярвалке; обновлены информационные щиты;

Технология ремонта авандюны, используемая в национальном парке на литовской стороне в последние годы, позволяет ремонтировать 6 га в год (ранее — 2 га). Фото Лины Дикшайте.

— к 1 июля 2022 г. были полностью завершены все ремонтные работы на авандюне и отремонтированы все переходы к морю (на литовской стороне 70 оборудованных переходов, включая спуски для людей с ограниченными возможностями в каждом поселке), о чем администрация национального парка Kuršių nerija сообщила на своем официальном сайте.

Восстановлен разрушенный во время зимних штормов спуск для людей с ограниченными возможностями в Пярвалке. Фото Лины Дикшайте.