В ответ на российское вторжение в Украину Европейский Cоюз ввел шесть пакетов санкций и согласовал седьмой в отношении РФ. При этом европейские СМИ полны статей с пораженческими заголовками, в которых утверждается, что санкции не работают. Тем более в доказательствах устойчивости российской экономики упражняются прокремлевские СМИ, тиражируя тщательно отобранные Кремлем благоприятные статистические данные (Кремль приостановил публикацию ряда неблагоприятных финансовых и экономических данных после начала вторжения в Украину).
В конце июля вышел 118-страничный доклад Business Retreats and Sanctions Are Crippling the Russian Economy https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4167193 («Уход бизнеса и санкции калечат российскую экономику»), основанный на исследовании, проведенном учеными Йельского университета. Доклад посвящен необратимым изменениям, происходящим в российской экономике, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Группа экспертов использовала потребительские данные и показатели международных торговых и транспортных партнеров России для измерения экономической активности в стране спустя пять месяцев после вторжения в Украину.
Мы горячо рекомендуем доклад к прочтению в оригинале: доклад написан превосходным, очень понятным и образным языком, а его глубокое, убедительное, научно выверенное и всеобъемлющее содержание дополняется блистательными метафорами, способными стать крылатыми выражениями. Авторы доклада иронизируют по поводу «заламывания рук из-за предполагаемой устойчивости российской экономики», вводят образные понятия «ресурсное проклятие России» и «нефтяные пряник и кнут», утешают читателя тем, что «экономические страдания России намного превышают те, что испытывает остальной мир», предлагают отразить «российский энергетический шантаж» и «придушить приток доходов от экспорта сырьевых товаров в казну Кремля».
Мы приводим полностью перевод резюме доклада ‘Business Retreats and Sanctions Are Crippling the Russian Economy’. Позднее будет представлен перевод главы ‘Re-Evaluating Russia as a Commodity Exporter: Rising Prices Mask Irreversible Deterioration in Long-Term Strategic Positioning’ (“Переоценка России как экспортера сырьевых товаров: рост цен маскирует необратимое ухудшение долгосрочного стратегического позиционирования”), посвященный влиянию санкций на российский энергетический сектор, важнейший в ее экономике).
«По мере того, как российское вторжение в Украину идет уже пятый месяц, появилось общее мнение о том, что единство мира в противодействии России каким-то образом превратилось в «войну на экономический истощение, которая сказывается на Западе», учитывая предполагаемые «стойкость» и даже «процветание» российской экономики. Это просто не соответствует действительности и является отражением широко распространенного, но фактически неверного непонимания того, как на самом деле держится российская экономика в условиях исхода более 1000 глобальных компаний и международных санкций.
То, что эти недоразумения сохраняются, неудивительно. После вторжения экономические отчеты Кремля становились все более тщательно отобранными, выборочно отбрасывая неблагоприятные показатели и публикуя только более благоприятные. Эти отобранные Путиным статистические данные затем тиражируются в средствах массовой информации и используются множеством благонамеренных, но неосмотрительных экспертов для построения прогнозов, нереалистично благоприятных для Кремля.
Наша команда экспертов, используя русский язык и нетрадиционные источники данных, в том числе данные о потребителях с высокой периодичностью, межканальные проверки, отчеты международных торговых партнеров России и интеллектуальный анализ сложных данных о судоходстве, выпустила один из первых всесторонних экономических анализов, измеряющих российскую текущую экономическую активность через пять месяцев после вторжения, и дающих оценку экономических перспектив России.
Из нашего анализа становится ясно: уход бизнеса и санкции катастрофически калечат российскую экономику. Мы противостоим широкому спектру распространенных заблуждений и проливаем свет на то, что на самом деле происходит внутри России, в том числе:
— Стратегическое положение России как экспортера сырьевых товаров безвозвратно ухудшилось, поскольку в настоящее время она действует с позиции слабости в связи с потерей своих некогда основных рынков и сталкивается с серьезными проблемами при осуществлении «поворота в Азию» с невзаимозаменяемыми экспортными товарами, такими как трубопроводный газ.
— Несмотря на некоторую сохраняющуюся утечку, российский импорт в значительной степени сократился, и страна сталкивается с серьезными проблемами, связанными с получением важнейших ресурсов, деталей и технологий от торговых партнеров, что приводит к повсеместному дефициту поставок во внутренней экономике.
— Несмотря на путинские иллюзии самодостаточности и импортозамещения, российское внутреннее производство полностью остановилось, не имея возможности заменить потерянные предприятия, продукты и кадры; опустошение отечественной инновационной и производственной базы привело к резкому росту цен и беспокойству потребителей.
— В результате спада деловой активности Россия потеряла компании, на долю которых приходится около 40% ее ВВП, что привело к обращению вспять почти всех иностранных инвестиций за три десятилетия и способствовало беспрецедентному одновременному оттоку капитала и населения в результате массового исхода российской экономической базы.
— Путин прибегает к заведомо неустойчивым, радикальным фискальным и монетарным интервенциям, чтобы сгладить эти структурные экономические слабости, которые уже привели его государственный бюджет к дефициту впервые за многие годы и истощили его валютные резервы даже при высоких ценах на энергоносители — и финансы Кремля. находятся в гораздо, гораздо более тяжелом положении, чем принято считать.
— Российские внутренние финансовые рынки, как показатель как текущих условий, так и перспектив на будущее, в этом году являются рынками с наихудшими показателями во всем мире, несмотря на строгий контроль за движением капитала, и демонстрируют устойчивую, постоянную слабость в экономике с сокращением ликвидности и кредита – в дополнение к тому, что Россия по существу отрезана от международных финансовых рынков, что ограничивает ее способность использовать пулы капитала, необходимые для оживления ее искалеченной экономики.
Забегая вперед, у России нет выхода из экономического забвения до тех пор, пока страны-союзники остаются едиными в сохранении и усилении санкционного давления на Россию.
Пораженческие заголовки европейских СМИ о том, что российская экономика пришла в норму, просто не соответствуют действительности — факты таковы, что по любым показателям и на любом уровне российская экономика шатается, и сейчас – в отношении санкций против России — не время нажимать на тормоза».