Каждый раз, когда пресс-секретарь национального парка «Куршская коса» дает комментарии по тому или иному вопросу, связанному с управлением, возникает стойкое недоумение: это действительно сотрудник парка, причем исполняющий роль рупора администрации?
28 июля 2022 г. представители пресс-службы парка пожаловались журналисту Информационно-аналитического портал Калининграда на отдыхающих, серьезно повредивших авандюну в районе музейного комплекса на Куршской косе и выразили серьезную обеспокоенность этим фактом: «Мы, к сожалению, не можем поставить проверяющих на всём протяжении нацпарка. Штрафуем людей, в неделю по 20-30 протоколов за выход на авандюну составляем, но всё равно нарушений очень много. Котловины выдувания образуются постоянно, ведь для этого достаточно прохода всего одной семьи — покров нарушается и происходит эрозия».
Посетители, кстати сказать, топчут дюну не со зла, просто оборудованный переход, разрушенный зимними штормами, к концу июля так и не был восстановлен. Что такое оборудованный переход через авандюну к морю: дощатый настил и деревянные лестницы. Однако, пресс-служба сообщила, что разрушенный спуск рядом с музеем за 5 месяцев не отремонтирован, ибо у подрядчика возникли сложности с поставками металла. За восстановление спуска парк заплатит 4,5 миллиона рублей. К слову, в былые времена сотрудники парка или волонтеры самостоятельно сколачивали деревянные переходы-спуски из досок, и смета была не миллионная.
Тут надо пояснить, что в районе визит-центра (а также и здания, в котором размещается администрация парка) находится обширная и широко известная парковка. Парк о закрытии этой стоянки не объявлял, и десятки семей прибывают сюда на своих автомобилях, ставят машины, идут к знакомой лестницы, а ее, увы, нет. Нет, видимо, и инспектора, который их мог бы развернуть, поэтому, как и во многих других местах косы, несознательные граждане тащатся через дюну, прокладывая по ней новые тропинки.
Однако, напрасно пресс-служба пытается свалить вину за разрушенный прибрежный вал на посетителей. Никаким посетителям за сезон не сотворить такого с авандюной. В окрестностях визит центра и здания администрации парка авандюна сильно разрушена очень давно, но не ремонтируется и не восстанавливается силами администрации. «Экозащита» в рамках проекта «Мониторинг локальных явлений глобального изменения климата на территории Куршской косы» отмечает это с 2017 г., а спутниковые снимки показывают, что состояние авандюны было катастрофическим еще в 2008 г. Результаты мониторинга в виде ежегодных докладов, содержащих рекомендации по исправлению ситуации, мы ежегодно поставляем в администрацию парка.




Но в парке не горюют. Впрочем, переход обещают восстановить. И даже дюну починить собираются, правда «пока точно не решили, как именно восстанавливать. Будем устанавливать заграждения, высеивать специальную траву и ликвидировать эти котловины выдувания. Работы проведём в этом году».
Интересно, будет ли отвечать за свои слова пресс-секретарь? Когда именно собираются в парке приступить к ремонту авандюны, если не за горами осенние шторма, а, по словам представителей нацпарка, «сильнее всего защитный вал разрушен на участке с 1 по 16 километр». То есть работы немало!
К слову сказать, зимние шторма не пощадили и литовскую часть Куршской косы, ущерб от морских волн там вполне сопоставим с российским, но свои 18 километров сильно разрушенных участков авандюны соседи отремонтировали еще к 1 июля, к сезону.
В чем же секрет? Причинами сильного повреждения авандюны «рупоры нацпарка» называют «географическое расположение Куршской косы и морские течения, а также с большое количество отдыхающих, которые наносят ущерб авандюне». Вот оно что! С географическим положением, конечно, не поспоришь. Правда, при этом традиционно забывают указать среди причин плохой менеджмент: кто-то ведь должен и своевременный ремонт авандюны и инфраструктуры организовать, и туристов уму-разуму научить.
Вот вчера в фэйсбуке https://www.facebook.com/groups/kenigrad/posts/5207039876058676/администрации парка дали несколько дельных советов по решению проблем с катастрофической «автомобилизацией Куршской косы», и немедленно «рупор администрации» — пресс-секретарь — по всем позициям отчехвостила автора поста, отправив его и в муниципалитет, и в правительство Калининградской области, и даже к операторам по вывозу отходов. В, общем, как обычно «куда подальше». Автор поста удивилась и сделала логичный вывод: «Если вы так работаете с очевидными проблемными местами, вам в этом месте точно делать нечего».
Обеими руками поддерживаем.