Активная фаза протестов в Германии началась уже 17 ноября, когда возле уранового предприятия Urenco в Гронау прошла демонстрация немецких, российских и голландских экологов. В ней приняли участие около 100 человек.

В понедельник 18 ноября из Германии отправился поезд с урановыми «хвостами» в сторону России. Это радиоактивные и токсичные отходы, возникающие при обогащения урана. Поезд заблокировали на 8 часов активисты Contratom.

Источник: WN

По маршруту поезда были и другие акции протеста, в разных местах в них принимали участие представители «Экозащиты» (Владимир Сливяк) и российского Гринпис (Рашид Алимов).

Груз доставили в порт Амстердама, откуда в четверг около 17.40 местного времени он направился в Россию. Судно ожидается в Петербурге утром 26 ноября, откуда по железной дороге «хвосты» поедут в Новоуральск.

В нынешнем месяце у компании Urenco появилась новая лицензия, позволяющая отправлять урановые «хвосты» не только из Германии, но и еще с двух предприятий этой компании — в голландском Алмело и британском Кэпенхерст. По данным немецкого правительства, из Кэпенхерста тайно возили урановые «хвосты» в Россию еще с 2016 года. Объем перевезенных оттуда отходов пока неизвестен.

В прошедшую среду «Экозащита!», российский Гринпис и РСоЭС-Друзья Земли призвали неравнодушных россиян продемонстрировать протест ввозу урановых «хвостов» из Германии. О разных действиях в поддержку протеста заявили группы в Челябинске, Кургане, Казани, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде. До прихода судна с отходами в Петербург (ожидается утром 26 ноября) еще есть время — присоединяйтесь к протестам!

Протест в Челябинске. Фото: Мария Берсенева/СтопГОК

На прошедшей неделе стали известны подробности о лицензии, которую выдали голландские власти для перевозок урановых отходов в этом году через Амстердам и Роттердам. «Хвосты» могут перевозить не только из немецкого Гронау, но и из Франции (Пьерлат) в два места в России — Новоуральск в Свердловской области и в Зеленогорск Красноярского края.

В ответ на скандал с ввозом отходов, который начался 28 октября, Росатом решил учредить рабочую группу с экологами. Однако обсуждать госкорпорация хочет не вопрос ввоза урановых «хвостов», а действия, которые будут предприняты с этими отходами в России. Росатом уже заявил, что рассчитывает утилизировать все урановые «хвосты» до 2080 года. То есть, чуть медленнее, чем никогда. «Экозащита!» не будет заявляться для участия в таком диалоге — нас не интересует разговор с промышленностью о том, как получше обустроить в России ядерный туалет для других стран. Что-либо обсуждать можно только после прекращения импорта иностранных отходов в Россию. А пока мы будем сосредоточены на противодействии импорту отходов.

Росатом активно навязывает россиянам дискуссию о том, что якобы урановые «хвосты» это ценное сырье, а не отходы. Тем не менее, в Германии это радиоактивные отходы и, пересекая границу, состав «хвостов» никак не меняется, однако их вдруг начинают называть «сырьем». Это не что иное, как словоблудие. Более того, сырье, как правило, покупают, за его прием никогда не доплачивают. Здесь же все ровно наоборот. В 2009 году нам уже удалось добиться прекращения импорта урановых «хвостов» в Россию — тогда Росатом тоже использовал аргумент о «сырье», однако затем уступил под давлением.

Одна из главных причин этой сделки — большие трудности с хранением отходов в Европе. Ежегодно Urenco производит в Гронау около 5000 тонн урановых «хвостов». C 2009 года эта компания разными способами избавилась от приблизительно 55 тысяч тонн своих отходов. Это близко к объему хранилища Urenco в Гронау. По документам «хвосты» отправлялись на разные предприятия, но нет никаких подтверждений, что с ними там что-то сделали. Часть этих отходов отправили в британский Кэпенхерст, где работает еще одно предприятие Urenco, а затем в 2016-2019 гг оттуда тайно перевезли в Россию. Вполне возможно, что оставшиеся «хвосты» просто лежат на разных предприятиях Urenco и ждут оказии, чтобы также уехать в Россию. Если бы все произведенные отходы хранились в Гронау — сейчас нужно было бы потратить сотни миллионов евро на новое хранилище. Что могло бы значительно отразиться на цене продукции, не говоря уже об угрозе приостановки деятельности в случае, если бы экологи не дали это хранилище построить. Теперь же урановое предприятие в Гронау может спокойно работать дальше много лет.

Что за эту гигантскую услугу для Urenco получает российская госкорпорация, помимо загрузки собственных мощностей ввезенными отходами, надо спрашивать у Росатома. Возможно, так обеспечивается доступ на европейский рынок. Или может быть ответ содержится в выписке с личных счетов топ-менеджеров Техснабэкспорта, входящего в Росатом и непосредственно обеспечивающего выполнение контрактов на импорт урановых «хвостов».  Мы убеждены, что со временем все тайное станет явным.

No pasaran!