Сегодня, 13 марта, Экозащита и Fridays for Future проводят акцию протеста в Новокузнецке против добычи угля. Один из участников акции был задержан и провел полчаса в отделении полиции.

Владимир Сливяк и Аршак Макичан встали в одиночных пикетах у входа в федеральное агентство по недропользованию, которое выдает лицензии на добычу угля. После того, как Владимир Сливяк  был освобожден, полиция нагрянула в гостиницу, где они проживают вместе с другими участниками пресс-тура, организованного Экозащитой.

Кузбасс, или Кузнецкий угольный бассейн, — крупнейший угольный бассейн в России, на долю которого приходится 59% всей добычи угля. Ежегодно добывается почти 200 млн, больше, чем в СССР.

Экозащита утверждает: добыча угля открытым способом негативно сказывается на здоровье населения:

— продолжительность жизни в регионе ниже на 3-4 года, чем в среднем по России,

— заболеваемость туберкулезом в два раза больше,

— индикаторы по 15 онкологическим заболеваниям выше, чем по России, в том числе рак кожи и легкого,

— наблюдается рост профессиональных заболеваний.

Экозащита заявляет: открытая добыча угля привела к катастрофической ситуации в Кузбассе:

С начала 2019г. по начало 2020г. режим «черного неба» объявлялся в городах Кемеровской области более 40 раз.

Кузбас расположен в низине, поэтому атмосферное загрязнение не рассеивается и формируется химический смог. В атмосфере крупных городов повышенные концентрации формальдегида, бензапирена, оксидов азота и углерода, нитритов, нитратов, серы, угольной пыли. Когда уровень загрязнения возрастает, особенно в туманную погоду, объявляется режим «черного неба» в Кемерово, Новокузнецке и других городах региона.

Экозащита считает: условия жизни населения ухудшаются, а местные жители жестко притесняются:

— только 3 человека из 100 живут в удовлетворительных условиях,

— 80% населения проживают вблизи непосредственной добычи угля,

— санитарно-защитные зоны вокруг угольных разрезов уменьшены с законных 1000 м до 400 м,

-в результате взрывов при добыче угля разрушаются дома, печи, хозяйственные постройки,

— когда необходимо начать эксплуатацию нового угольного разреза, местные жители насильственно изгоняются из своих домов,

— протесты жестко подавляются: в поселках могут отключить электричество, закрыть школы, зарегистрированы случаи поджогов домов, люди получают угрозы, незаконно задерживаются и преследуются полицией.

Экозащита утверждает: организованные протесты активистов вызывают репрессии со стороны государства, и уголовное преследование Экозащиты – один из самых ярких примеров.

Экозащита заявляет: в условиях глобального изменения климата и тенденций отказа от ископаемого топлива, Российское государство не делает ничего, чтобы подготовить население угледобывающего региона к тому времени, когда уголь станет не нужен.