Сегодня стало известно о том, что губернатор Кемеровский области ввел режим чрезвычайной ситуации в некоторых районах из-за подземных пожаров в отвалах, возникших в результате добычи угля. В официальном сообщении говорится о двух участках в Новокузнецком районе и Киселевском городском округе. Группа «Экозащита!» с декабря 2019 года неоднократно привлекала внимание властей к проблеме горящих отвалов, представляющих огромную опасность для населения, однако реакция появилась лишь сейчас. В прошлом году в Кузбассе было добыто более 250 млн тонн угля. Напомним, что на каждую тонну угля образуется до 10 тонн отвалов, то есть отходов, которые являются потенциальным источником возгорания.

Никогда в истории региона еще не вводили режим ЧС из-за прямых последствий угледобычи. Это беспрецедентное решение, которое иллюстрирует масштаб рисков из-за массовой и плохо контролируемой добычи угля в Кузбассе. Вместе с этим, решение властей Кемеровской области является не только запоздалым, но и неполным. Помимо упоминаемых в официальном сообщении о ЧС двух районов – между поселками Апанас, Ананьино и Алексеевка, а также возле шахты «Красный Кузбасс» в Киселевске – есть и другие источники возгорания, где необходимо предпринять срочные меры. В частности, речь идет о районе шахты «Киселевская» в непосредственной близости от жилых домов, где также происходит подземный пожар и где ранее уже регистрировались случаи отравления угарным газом.

«Экозащита!» приветствует включение в состав рабочей группы по ликвидации горящего отвала возле поселка Апанас общественного инспектора Росприроднадзора Николая Метальникова. По его словам, ситуация осложняется тем, что руководство угольного разреза ООО «Разрез «Апанасовский» предложило поставку объемов глины для  ликвидационных работ, что позволит начать вскрышные работы на разрезе в обход решения губернатора и госэкспертизы, которую предприятие не прошло.

«Экозащита!» призывает руководство Кемеровской области немедленно провести дополнительную оценку ситуации и выявить другие очаги возгорания с тем, чтобы начать срочные работы везде, где это требуется для безопасности населения. Речь идет не об удобной для властей статистике, а о жизнях реальных людей.