«Экозащита!» критикует новый проект добычи нефти на Балтике из-за неадекватной оценки рисков и последствий.

Сегодня, 28 июля «Экозащита!» отправила в ООО «Лукойл-КМН» замечания к ОВОС реализации проекта «Освоение месторождения Д33 с объектами инфраструктуры. Изучив материалы Оценки воздействия на окружающую среду проекта D33, «Экозащита!» пришла к выводу: документ нуждается в серьезной доработке.

Участие в общественных слушаниях по проекту ОВОС – единственный инструмент контроля, доступный сегодня общественности, также как сам ОВОС — основной инструмент экологической политики, предназначенный для предупреждения нежелательных экологических последствий деятельности человека.

«Нельзя назвать ОВОС проекта освоения месторождения Д33 добротным документом, отвечающим требованиям законодательства и содержащим полную оценку влияния намечаемой деятельности на Балтийское море, — говорит Александра Королева, сопредседатель группы «Экозщита!». – Можно выделить главные недостатки проекта: заниженную оценку влияния аварийных разливов, отсутствие плана ликвидации аварий, отсутствие расчета ущерба рыбным ресурсам, игнорирование близости Куршской косы, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и трансграничного влияния проекта».

Игнорирование опасности, угрожающей Куршской косе однажды едва не стоило Куршской косе исключению из списка Всемирного наследия. В 2005 году Комитет Всемирного Наследия ЮНЕСКО выставил России ультиматум, в соответствии с которым Россия и Литва должны были подписать соглашение о совместной оценке влияния на окружающую среду добычи нефти на месторождении Д6. В противном случае Куршская коса переводилась «черный список» и получала статус «Наследие в опасности». Под таким серьезным нажимом со стороны международной общественности соглашение было подписано».

«Лукойл так и не извлек уроков из скандала с Д6, — говорит Владимир Сливяк, сопредседатель организации «Экозащита!». — Предыдущий проект морской нефтедобычи вызвал большое количество претензий на международном уровне из-за неадекватной оценки последствий максимально возможной аварии, это же происходит и сейчас. Возможно потому, что честный подсчет ущерба от максимально возможной аварии поставит крест на проекте D33″.

Фото: Владимир Сливяк/Экозащита!

В ОВОС дана недостаточная и противоречивая оценка состояния компонентов окружающей среды в зоне влияния проектируемых объектов (например, ветров, течений, сейсмичности, литодинамических процессов) а также неполное, а порой голословное, описание воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, в том числе аварийных ситуаций».

Пояснительная записка ОВОС изобилует длинными текстами с общими рассуждениями, не содержащими конкретных расчетов, оценок и анализа ситуации конкретного района Юго-Восточной Балтики, где планируется реализация проекта. Как указано в материалах ОВОС, «морские экспедиционные работы на акватории выполнялись с 22 по 25 августа 2018 г.», то есть в течение 4 дней, что, очевидно, недостаточно для полноценного экологического обследования. Мелкие несуразности, например, расхождение в указании расстояния до береговой линии Куршской косы (на стр. 206 – 57 км, на стр. 220 — 45 км) усиливают общее ощущение небрежности в подготовке ОВОС., что, очевидно, недопустимо при реализации добычи нефти на морском шельфе – одном из самых опасных видов человеческой деятельности.

«Экозащита!» заявляет: представленный на общественные слушания ООО Лукойл-КЛМ проект ОВОС должен быть отправлен на доработку ввиду неполной оценки влияния на окружающую среду объектов эксплуатации месторождения Д33, отсутствия комплексных подходов к этой оценке с точки зрения трансграничного влияния и близости Куршской косы, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, и отсутствия в материалах ОВОС плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти (ПЛРН).