В среду 16 сентября судно «Михаил Дудин» с очередным грузом урановых «хвостов» вышло из Амстердама, чтобы доставить их в Усть-Лугу (Ленинградская область), откуда их отправят поездом в Новоуральск.
Ранее на этой неделе глава «Росатома» заявил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», что они «ничего не захоранивают» и «это накапливание, непросто забесплатно, за доплату нам объёмов сырья для топлива завтрашнего дня».
Атомщики постоянно повторяют аргумент о том, что не захоранивают, а перерабатывают урановые «хвосты». Однако нет никаких данных о том, что полученный после обогащения уран природного качества действительно возвращается в Германию. Кроме того, отходы такой «переработки» в любом случае остаются в России.
С помощью «Росатома» европейская компания Urenco избавляется от головной боли: в германской национальной программе 2015 года указано, что «если не будет найдено дальнейшее применение, объём отходов обеднённого урана от процесса его обогащения составит 100 тысяч кубометров». Это колоссальное количество опасных отходов нужно где-то хранить сотни лет, и «Росатом» готов переложить эту ответственность на плечи будущих поколений россиян.
Эксперименты по строительству реакторов на быстрых нейтронах, для которых эти отходы могли бы послужить топливом, свернули в большинстве стран, где брались за эту задачу. Во всём мире сейчас действуют лишь два промышленных реактора этого типа на Белоярской АЭС. Даже если будут построены новые, Россия не испытывает никакого дефицита топлива для них: на территории страны уже накоплено более 1 млн тонн урановых «хвостов», и ввозить ещё больше бессмысленно.
С мая 2019 года по конец августа 2020 года с завода Urenco в Гронау (Германия) в Россию перевезли уже 18 партий по 600 тонн урановых «хвостов» (всего 10 800 тонн). 30 июня 2020 года на заводе в Гронау хранилось ещё 17 000 тонн, от которых Urenco придётся как-то избавиться. В конце 2018 года их было 23 950 тонн, с учётом появления новых отходов вывоз 10 тысяч тонн урановых «хвостов» в Россию лишь незначительно уменьшил их количество в Гронау. Это наглядно показывает, насколько много отходов образуется при обогащении урана.Конечный пункт для урановых «хвостов» из Германии — Уральский электрохимический комбинат в городе Новоуральске (Свердловская область), где их складируют в контейнерах под открытым небом. Однако в ближайшее время опасные отходы могут отправиться на хранение и в Зеленогорск в Красноярском крае:
«Экозащита!» публиковала транспортную лицензию на перевозку урановых «хвостов», выданную в Нидерландах в нынешнем году и действующую до 2023 года, в которой упомянуты и Новоуральск, и Зеленогорск.
«Росатом избавляет западную ядерную промышленность от отходов, которые становится всё сложнее и дороже хранить. Уникальность услуги “Росатома” — не в передовых технологиях, а в том, что Россия — единственная страна в мире, позволяющая оставлять иностранные урановые отходы на своей территории. Это необходимо прекратить, Россия не должна быть отхожим местом для ядерных корпораций», — говорит Владимир Сливяк, сопредседатель российской экологической группы «Экозащита!
Российские и зарубежные активисты с 2019 года протестуют против ввоза в Россию урановых «хвостов». В конце прошлого года «Экозащита!» и российское отделение Greenpeace передали немецким властям петицию против ввоза в Россию немецких ядерных отходов с подписями более 70 тысяч россиян, а более чем в 20 городах прошли акции протеста. В середине июня 47 общественных организаций и депутатов региональных и муниципальных парламентов из России, Германии и Голландии обратились к главам Германии и России с просьбой прекратить транспортировки радиоактивных отходов в Россию.
В июле были обнародованы итоги опроса общественного мнения, в соответствии с которым около 81 % россиян выступают против ввоза в страну ядерных материалов с любыми целями, включая урановые хвосты.
«Мы видим, как Росатом обращается с ядерными материалами на примере комбината “Маяк” и реки Теча, Московского завода полиметаллов, аварий последних лет и сокрытия информации о них. Загрязнённые территории остаются брошенными годами, пострадавшие не получают признания и необходимых компенсаций, а активисты, привлекающие внимание к проблемам, подвергаются преследованиям. Перемещение опасных отходов в Россию не только безответственно, но и опасно и должно быть немедленно прекращено», — говорит сопредседатель Российского Социально-экологического союза Виталий Серветник.